Основными задачами бюджетной политики в 2000 году должны стать:
1. Мобилизация доходов в бюджет области, усовершенствование механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.
2. Экономия бюджетных средств
3. Продолжение политики по сокращению дефицита бюджета.
4. Усиление контроля за использованием средств бюджета Нижегородской области.
5. Совершенствование внутриобластных межбюджетных отношений.
6. Стимулирование органов местного самоуправления в работе по улучшению сбора собственных доходов;
7. Оптимизация и рационализация затрат бюджета.
8. Приведение нормативных правовых актов Нижегородской области в соответствие с имеющимися у области финансовыми ресурсами.
Мобилизация доходов в бюджет области. В 2000 году органам государственной и муниципальной власти Нижегородской области необходимо активизировать работу по увеличению доходной базы областного и местных бюджетов. Целью налоговых преобразований должно стать создание простой, справедливой, стимулирующей и одновременно протекционистской по отношению к отечественному товаропроизводителю налоговой системы.
Налоговые доходы:
Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, потребуют больших усилий от области и муниципальных образований по разработке законодательной базы в сфере региональных и местных налогов.
Следует идти далее по пути полной ликвидации доли неденежного финансирования расходов бюджета. В 2000 году она не должна превысить 15 %
Необходимо осуществить сокращение перечня налоговых льгот, в первую очередь направленных на оказание финансовой помощи отдельным предприятиям, заменить ряд существующих льгот адресным финансированием из бюджета с отражением в расходной части бюджета.
Предоставление отсрочек по уплате задолженности по обязательным платежам, а также инвестиционных налоговых кредитов будет осуществляться исключительно на платной основе.
Провести инвентаризацию недвижимости, находящейся в собственности физических лиц, а также земельных участков, находящихся в собственности юридических и физических лиц с целью расширения налогооблагаемой базы и создания предпосылок для введения на территории области налога на недвижимость.
В 2000 году с целью оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий следует продолжить работу по реструктуризации задолженности по платежам в областной и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. Предусмотреть выделение в расходной части бюджета на 2000 год средства на реализацию механизма ликвидации просроченной задолженности предприятий в областной бюджет.
Неналоговые доходы:
Администрация области имеет в собственности десятки предприятий, пакетов акций, другой собственности, долгов предприятий и других активов, имеющих денежную оценку. Но в области также имеются неиспользуемые свободные промышленные площади и оборудование, уникальные технологии и другие ресурсы, вовлечение которых в хозяйственный оборот позволит увеличить налогооблагаемую базу и создать рабочие места.
На основе реестров и банков данных по активам Администрации области необходимо провести определение их полезности в настоящих условиях, составление необходимой нормативной базы и реализацию эффективной практической работы по вовлечению активов области в хозяйственный оборот.
В 2000 году должна быть создана основа системы привлечения свободных средств страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов в областные государственные бумаги, в том числе вновь выпускаемые (внутренний заем Нижегородской области).
С целью покрытия временного кассового разрыва в исполнении областного бюджета в 2000 году продолжится практика выпуска долговых обязательств Администрации области.
Продолжится работа по реализации Государственного жилищного займа Нижегородской области и Государственного телефонного займа Нижегородской области.
В следующем году Администрации области предстоит активизировать работу по возврату в бюджет средств, выданных в виде кредитов, ссуд и других выплат.
Усиление контроля за использованием средств бюджета Нижегородской области. В будущем область отвлечет значительные денежные потоки на погашение еврооблигационного займа. Необходимо разработать систему управления долгами, которая должна включать в себя составление на несколько лет вперед графика выдачи и погашения кредитов, выдачи гарантий и других капитальных расходов, а также определение стоимости обслуживания долга.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в Нижегородской области внедряется казначейское исполнение бюджетов. В этой связи ставится задача до конца 2000 года завершить работу по поэтапному переходу на казначейскую систему исполнения областного бюджета и местных бюджетов Нижегородской области.
Переход на новую систему позволит усилить предварительный контроль за использованием бюджетных средств. При этом, средства, предназначенные на выплату заработной платы, должны пойти только на её финансирование и более ни на какие другие цели.
Продолжится работа по совершенствованию механизма конкурсного распределения бюджетных средств, при котором средства областного бюджета не смогут быть направлены на закупку товаров или оплату услуг бюджетным учреждениям без проведения предварительного конкурсного отбора поставщиков. Впредь государственный или муниципальный заказ должен оформляться только на конкурсной основе.