Действующий

Об утверждении "Основных направлений социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год"

2.1.2. Особенности реализации сценариев Минэкономики в Нижегородской области


В качестве главного фактора экономического роста на 2000 год федеральным прогнозом определен рост реальных доходов населения, причем прирост ВВП на 1,5-3% (а через импортозамещение и прирост производства реального сектора на 4%) обеспечивается 1.5-3% приростом реальных располагаемых доходов населения.

Вызывает сомнение возможность реализации такого сценария для экономики области. Во-первых, доля производства потребительских товаров в общем объеме промышленного производства области хотя и растет (на 5% по итогам 1999г по сравнению с 1998 годом), однако составляет только треть его (34%). Во-вторых, на протяжении последних лет наблюдается тенденция снижения доли услуг в структуре ВРП области (в отличии от России в целом).

С другой стороны, на оплату товаров и услуг население тратит не все свои доходы, а только около 85%. Кроме того, растет доля населения области с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (39% по итогам 99г, выросла на 12,4 пункта по сравнению с прошлым годом), а бюджет прожиточного минимума всего населения области составляет около трети валового регионального продукта (35% в 1997 году).

Отсутствие целенаправленной государственной политики на федеральном уровне по перераспределению доходов и снижению дифференциации населения по доходам вызывает сомнения в возможности роста реальных доходов населения и реализации их инвестиционного потенциала.

Что касается другого фактора роста - импортозамещения в промышленном производстве, запущенного девальвацией рубля, то уже к концу 1999 года в области наблюдается ослабление его действия: в самой подвижной по импортозамещению отрасли промышленности, пищевой, по итогам 1999г отгрузка снизилась до 88% (100% в прошлом году). Сказывается влияние ограничения платежеспособного спроса населения (обратная, негативная сторона девальвации) - реальные располагаемые доходы сократились на 29,5% (в среднем по России по оценке на 14-16%). Импортозамещение в производстве товаров и услуг производственного назначения - процесс более инерционный и, в основном, зависящий от стимулирующей государственной экономической политики.

Динамика инвестиций в основной капитал (около 70% которых традиционно составляют собственные средства предприятий) в значительной степени будет зависеть от эффективности кредитно-денежной политики государства по обеспечению доступности кредитов реальному сектору экономики и улучшению структуры оборотных средств предприятий (проблема неплатежей, бартеризации). Кроме того, дополнительные ограничения роста инвестиций будут связаны с продолжающимся давлением низкого курса рубля и декларируемой Правительством эскалационной политикой в отношении ввозных пошлин (минимум - на сырье, максимум - на готовую продукцию), поскольку более половины капвложений в основной капитал по области - это затраты на машины и оборудование, в том числе импортные.

Ввиду того, что до сих пор государственная политика по созданию устойчивых финансовых основ реального сектора практически отсутствовала, наработка новых эффективных механизмов потребует времени, а предлагаемые Правительством меры по решению проблемы неплатежей пока не соответствуют масштабам и значимости этой проблемы (чистая просроченная кредиторская задолженность, т.е. просроченная кредиторская минус просроченная дебиторская, в области по величине практически сравнялась с денежной массой, находящейся в обращении), в 2000 году в области не ожидается роста инвестиций.

Вызывает сомнения федеральный прогноз инфляционных процессов (122% в среднегодовом исчислении). При отсутствии возможностей экономической поддержки курса рубля (рост российского экспорта прогнозируется на уровне 2-3%), значительное влияние на его динамику будут иметь политические факторы (выборы Президента, прежде всего, а также, военная кампания). Политическая нестабильность усилит и степень взаимосвязи рублевой инфляции и курса доллара. Уровень инфляции по области в прогнозируется не менее 30-40% в среднем за год (в среднемесячном исчислении 1.7-3%).

Таковы основные макроэкономические показатели, складывающиеся в области по проектировкам в рамках целевого федерального варианта развития экономики.

В сценарные условия социально-экономического развития области закладывается два варианта.

Базовый вариант (приложение №2) основан на сложившихся по итогам 1998-1999 г.г. тенденциях, сценарных условиях Минэкономики РФ и его система показателей может быть реально положено в основу расчета бюджета области. При этом учитывается:

- закредитованность бюджета (возможные последствия: увеличение расходов на обслуживание долгов, потеря бюджетом внутренних кредиторов);

- проблемы завоза и запасов топлива (возможные последствия: неустойчивая работа систем жизнеобеспечения в осенне-зимний сезон 1999-2000гг);

- сокращение валового сбора зерна урожая 1999г (возможные последствия: выход из-под контроля уровня цен на хлеб).

Целевой вариант (приложение № 1) представляет набор показателей, предложенных в качестве ориентиров социально-экономической политики области, направленной на улучшение жизни населения. Достижение показателей, определенных целевым вариантом, предполагает реализацию значительного комплекса мер направленных на:

·  повышение заработной платы работникам бюджетной и производственной сферы;

·  погашение долгов по заработной плате и пособиям;

· сохранение уровня рентабельности не менее, чем на уровне 1999 года;

· обеспечение доступа предприятий к ресурсам и на приемлемых для них условиях;

·  наращивание налогооблагаемой базы;

·  развитие системы стимулов, направленную на увеличение отдачи капитала, на снижение доли материальных затрат и увеличение доли оплаты труда в себестоимости продукции реального сектора экономики;

·  развитие инновативного характера государственного и муниципального управления и закрепление его в конкретных структурно-управленческих механизмах и решениях, ориентацию данных механизмов на решение задач повышения доходов населения.

·  обеспечение преимущественного введения и развития системы единого налога на вмененный доход, с целью снятия экономических ограничений на рост начисленной заработной платы и выведения бизнеса из теневого сектора экономики;

·  на реструктуризацию задолженности по платежам в областной и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды путем создания соответствующего механизма ликвидации просроченной задолженности предприятий в областной бюджет.

·  установление плановых назначений районам по доходам в разрезе источников, основанных на районном разрезе прогноза, обеспечение заинтересованности территорий в увеличении доходной части бюджетов (определение доли сверхплановых доходов, оставляемых на территориях с сохранением плановых дотаций и субвенций);

·  разработку механизма стимулирования территорий, предусматривающего зависимость выделения дотаций и субвенций, предоставления преференций со стороны областного бюджета от уровня исполнения местными бюджетами собственных доходов;

·  разработку и реализацию программы организации маркетинговой деятельности на предприятиях и повышения квалификации руководящего состава и специалистов по маркетингу, подготовку специалистов на курсах менеджмента и маркетинга.

Основное направление этого комплекса мер - преодоление дифференциации населения по доходам. Основная задача года - как минимум выйти по социальным показателям на среднероссийский уровень, база для этого есть.