Недействующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 5 июля 1996 года № 40-З

Об административно-территориальном устройстве
Нижегородской области

(с изменениями на 21 августа 2000 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 10.10.2000 N 140-З
__________________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 07.09.98  N 9-З;                                                                                                                                                      
Законом Нижегородской области от 22.06.2000 N 114-З ;
Законом Нижегородской области от 21.08.2000 N 121-З
--------------------------------------------------------------------------------

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона


Настоящий Закон устанавливает административно-территориальное устройство Нижегородской области (далее - области) и порядок его изменения.

Статья 2. Законодательная основа административно-
территориального устройства области

Административно - территориальное устройство области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.

Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе понятия используются в следующих значениях:

административно-территориальное устройство области подразделение территории области на определенные части, в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти области и органов местного самоуправления;

административно-территориальная единица области - территория (муниципальное образование или его часть), имеющая установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и подведомственная собственным органам местного самоуправления или территориальному подразделению органа местного самоуправления;

муниципальное образование области - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

поселение (населенный пункт) - населенная территория, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной черты;

городское поселение - поселение, которое, исходя из численности населения, характера занятий большинства его жителей, отнесено в установленном законодательством порядке к категории городов или рабочих, курортных поселков;

сельское поселение - поселение (село, деревня, сельский поселок, хутор, починок, выселок и др.), которое не отнесено к категории городских поселений;

район области - административно-территориальная единица, в состав которой входят несколько сельсоветов или несколько сельсоветов и городские поселения (города, рабочие поселки);

город - административно-территориальная единица, в состав которой входит территория города или города и одного или нескольких поселений других категорий и может входить незастроенная территория;

рабочий,   курортный    поселок    ( далее     -     поселок)   - административно-территориальная  единица,  в  состав  которой   входит поселок  или  поселок  и одно или несколько сельских поселений и может входить незастроенная территория;

сельсовет - административно-территориальная единица, в состав которой входят территории сельских поселений, а также незастроенная территория;

район города - внутригородская административно-территориальная единица;

административный центр - городское или сельское поселение, которое в установленном законодательством порядке определено как место постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления;

закрытое административно-территориальное образование административно-территориальная единица, особенности порядка образования и статус которой определены федеральным законодательством.

Статья 4. Территория области


Территория Нижегородской области едина и является составной частью территории Российской Федерации.

Статья 5. Границы области


Официальным документом, определяющим границы Нижегородской области, является Описание границ Нижегородской области, утвержденное Законодательным Собранием области.

Описание границ Нижегородской области содержит картографические материалы, заверяемые подписью Губернатора Нижегородской области и согласованные с граничащими с областью субъектами Российской Федерации.

Статья 6. Изменение статуса области, ее наименования и границ


Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области, границы области - по взаимному согласию области и граничащих с ней субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Изменение статуса области, ее наименования и границ, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только с учетом волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом.

Статья 7. Административный центр области


Административным центром области является город Нижний Новгород.

Статья 8. Реестр административно-территориального
устройства области


1. Реестр административно-территориального устройства области является приложением к настоящему Закону.

2. В реестре административно-территориального устройства области приводится систематизированный перечень муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся муниципальными образованиями.

Глава II. Разграничение полномочий органов государственной
власти области и органов местного самоуправления
в регулировании вопросов административно-
-территориального устройства области

Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания области
в регулировании вопросов административно-
территориального устройства области

(в ред.Закона области от 07.09.98 № 9-З)


Законодательное Собрание области осуществляет следующие полномочия в регулировании вопросов административно-территориального устройства области:

1. Принятие нормативных правовых актов об образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, административно-территориальных единиц, установлении, изменении их границ и установлении или перенесении их административных центров.

2. Принятие нормативных правовых актов об отнесении поселений к категории городов областного, районного значения, поселков или преобразовании городов, поселков в сельские поселения.

3. Придание населенным территориям области статуса поселений, ликвидация их статуса.

4. Принятие нормативных правовых актов об объединении поселений, включении поселений в состав города или поселка.

5. Наименование и переименование муниципальных образований, а также административно-территориальных единиц (кроме внутригородских) и поселений, не являющихся муниципальными образованиями. (в ред.Закона области от 07.09.98 № 9-З)

6. Установление и изменение городской (поселковой) черты.

7. Учет изменений в административно-территориальном устройстве области, регистрация муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, исключение их из учетных данных.

8. Утверждение Описания границ области.

9. Рассмотрение представлений Администрации области по вопросам административно-территориального устройства области.

10. Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Полномочия Администрации области в
регулировании вопросов административно-
-территориального устройства области


Администрация области осуществляет следующие полномочия в регулировании вопросов административно-территориального устройства области:

1. Разработка и представление на утверждение Законодательного Собрания области Описания границ области.

2. Разработка и внесение в Законодательное Собрание области документов       и       материалов       по       изменениям        в административно-территориальном устройстве области.

3. Предварительная проработка по представлению Законодательного Собрания области вопросов административно-территориального устройства области и выдача по ним заключений.

4. Присвоение имен государственных и общественных деятелей железнодорожным станциям и другим объектам в соответствии с действующим законодательством.

5. Иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в
регулировании вопросов административно-
-территориального устройства области

(в ред.Закона области от 07.09.98  № 9-З)


К полномочиям органов местного самоуправления в вопросах административно-территориального устройства области относятся:

1. Образование, объединение, преобразование или упразднение внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий.

2. Установление и изменение черты сельских поселений.

3. Наименование и переименование внутригородских административно-территориальных единиц, не являющихся муниципальными образованиями, улиц, площадей и других составных частей поселений. (в ред.Закона области от 07.09.98 № 9-З)

Глава III. Порядок решения вопросов административно-
-территориального устройства области

Статья 12. Порядок решения вопросов административно-
-территориального устройства области


1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются Законодательным Собранием области по инициативе Законодательного Собрания области, Губернатора области, представительных органов местного самоуправления.

2. Принятие Законодательным Собранием области нормативного правового акта по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области процедуры, в том числе проведении необходимых экспертиз, выявлении возможности разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованием вносимого предложения.

3. Законодательное Собрание вправе по своему решению не принимать к повторному рассмотрению отклоненные им предложения о преобразовании административно-территориального устройства, в течение двух лет с момента первого рассмотрения.

Статья 13. Обязательность выявления мнения населения
по вопросам предполагаемых преобразований
административно-территориального устройства


По вопросам предполагаемых преобразований, предусмотренных настоящим Законом, в обязательном порядке выявляется мнение населения той территории, которой непосредственно касаются эти преобразования. Выражение мнения населения соответствующей территории осуществляется путем местного референдума, собрания (схода) граждан или через представительный орган местного самоуправления.

Статья 14. Общие критерии образования и преобразования
муниципальных образований, административно-
территориальных единиц


1. При образовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.

2. При образовании районов области учитывается тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средства связи между поселениями, численность населения, экономический потенциал территории, возможность функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры межпоселенческого значения.

3. При образовании районов в городе учитывается численность населения, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунальнобытовым обслуживанием населения.

Статья 15. Отнесение поселений к категории городов
областного, районного значения, а также
поселков


1. К категории городов областного значения могут быть отнесены поселения, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов областного значения могут быть отнесены поселения с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

2. К категории городов районного значения могут быть отнесены поселения, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 80 процентов.

3. К категории рабочих поселков могут быть отнесены поселения, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, при наличии в составе этого населения не менее 80 процентов рабочих, служащих и членов их семей.

4. К категории курортных поселков могут быть отнесены поселения, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с населением не менее 2 тысяч человек, при условии, если количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселения составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

Статья 16. Объединение поселений


1. Объединение поселений производится Законодательным Собранием области в том случае, если они фактически слились между собой, а их транспортная, инженерная, социальная и культурно-бытовая инфраструктура стала единой.

2. Вопрос о включении поселения в состав города или поселка решается Законодательным Сорбранием области в том случае, если это поселение слилось с городом или поселком..

Статья 17. Наименование и переименование муниципальных
образований, административно-территориальных
единиц, поселений, составных частей поселений


1. Наименование и переименование муниципальных образований, административно-территориальных единиц и поселений, за исключением закрытого административно-территориального образования города Сарова, производится Законодательным Собранием области с учетом государственных интересов, а также географических, исторических, национальных, бытовых и других местных условий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»