Недействующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 3 июня 1997 года № 74-З


О сходах (собраниях) граждан в Нижегородской области

(с изменениями на 12 сентября 2000 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 16.12.2005 № 196-З
__________________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 07.09.98  N 8-З;
Законом Нижегородской области от 12.09.2000 N 136-З
-----------------------------------------------------------------------------

Настоящий Закон устанавливает компетенцию сходов(собраний) граждан, порядок их созыва и проведения, принятия и изменения их решений.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сход (собрание) граждан

(в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)  

1. Сход (собрание) граждан - форма прямого волеизъявления граждан, проживающих на определенной территории, по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции.

2. В случае проведения схода(собрания) граждан на всей территории муниципального образования по вопросам местного значения, отнесенным к ведению соответствующего муниципального образования, он является формой осуществления местного самоуправления.

В случае, если в соответствии с законом области уставом муниципального образования предусмотрено осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления сходом (собранием) граждан, то такой сход (собрание) граждан является формой осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления - собранием граждан, наделенным полномочиями представительного органа. (в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)

3. В случае проведения схода (собрания) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по вопросам, отнесенным к ведению этого территориального общественного самоуправления, сход (собрание) является формой осуществления территориального общественного самоуправления.

4. В случае проведения схода(собрания) граждан на всей территории муниципального образования или на его определенной части за исключением случаев, определенных пунктами 2 и 3 настоящей статьи , по вопросам, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, сход(собрание) является формой выявления мнения населения.

5. В случае невозможности проведения схода(собрания) граждан с одновременным охватом всего населения муниципального образования или его определенной части, сходы (собрания) граждан, за исключением собраний граждан, наделенных полномочиями представительного органа, могут проводиться на частях соответствующей территории с суммированием их результатов при условии полного охвата такими сходами (собраниями) граждан всего муниципального образования или его определенной части. (в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)

Статья 2. Законодательство о сходе(собрании) граждан


Законодательство о сходе(собрании) граждан составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Устав Нижегородской области, настоящий Закон, законы Нижегородской области, уставы муниципальных образований и нормативные правовые акты органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 3. Общие принципы проведения схода(собрания) граждан


Сход (собрание)граждан проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления.

Граждане участвуют в сходе (собрании) на равных основаниях по месту их жительства.

Граждане участвуют в сходе лично, и каждый из них обладает одним голосом.

Участие в сходе (собрании) граждан является добровольным и свободным.

Статья 4. Право граждан на участие в сходе(собрании) граждан


В сходе (собрании) имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, проживающий на территории, на которой проводится сход(собрание), и достигший на день проведения схода(собрания) 18 лет. В уставе муниципального образования может быть предусмотрено участие в сходе(собрании), являющемся формой осуществления территориального общественного самоуправления, граждан, проживающих на территории, на которой проводится сход (собрание), достигших на день проведения схода(собрания) 16 лет, а также граждан, не проживающих на данной территории, являющихся собственниками либо владельцами недвижимого имущества, расположенного на этой территории.

В сходе (собрании) не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в сходе(собрании) граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.

 

Статья 5. Компетенция схода (собрания) граждан

(в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)     


1. На сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, могут вноситься вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования, за исключением следующих вопросов:

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

принятие и изменение бюджета муниципального образования, отчета об его исполнении;

установление местных налогов, сборов и льгот по ним;

принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

досрочное прекращение полномочий представительного органа местного самоуправления, главы местного самоуправления;

принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений.

2. На собрание граждан, наделенное полномочиями представительного органа, могут вноситься все вопросы, предусмотренные уставом соответствующего муниципального образования, которые в соответствии с федеральными законами и законами области отнесены к компетенции представительного органа местного самоуправления. (пункт введен Законом от 12.09.2000  N 136-З)

3. На сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, могут вноситься вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего территориального общественного самоуправления.

4. На сход(собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, могут вноситься вопросы, находящиеся в компетенции органов государственной власти Нижегородской области, а также органов местного самоуправления, для решения которых требуется учесть мнение населения соответствующей территории, за исключением вопросов, определенных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

(нумерация пунктов 3 и 4 статьи 5 в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)

ГЛАВА 2. СОЗЫВ СХОДА (СОБРАНИЯ) ГРАЖДАН

Статья 6. Созыв схода (собрания)граждан

(в ред. Закона от 12.09.2000  N 136-З)     


1. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, созывается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

2. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, созывается в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

3. Сход (собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может созываться представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования или Законодательным Собранием области.

4. Собрание граждан, наделенное полномочиями представительного органа, созывается и проводится в соответствии со статьей 14.1 настоящего Закона. (пункт введен Законом от 12.09.2000  N 136-З)

Статья 7. Инициатива созыва схода (собрания) граждан


1. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления, проводится по инициативе:

одной трети от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления;

главы местного самоуправления, главы местной администрации;

граждан, имеющих право на участие в сходе(собрании) и проживающих на соответствующей территории. Количество жителей муниципального образования, от имени которых может вноситься предложение о созыве схода (собрания) граждан, определяется уставом муниципального образования и может равняться от 2 до 10 процентов от числа жителей, имеющих право участвовать в сходе (собрании) граждан. Если уставом муниципального образования не определено указанное количество жителей, то оно равняется 5 процентам от числа жителей, имеющих право участвовать в сходе (собрании);

других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования.

Инициатива депутатов представительного органа местного самоуправления, главы местного самоуправления, главы местной администрации, других субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования, оформляется в письменной форме с указанием вопросов, которые предполагается рассмотреть на сходе (собрании) граждан, и направляется в представительный орган местного самоуправления.

Требование о проведении схода (собрания) граждан по инициативе граждан должно быть оформлено в виде подписных листов, в которых должны быть указаны:

вопросы, вносимые на сход (собрание) граждан;

ориентировочные сроки его проведения;

фамилия, имя, отчество, год рождения, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, поддерживающего требование о созыве схода(собрания), адрес места жительства, его подпись и дата внесения подписи.

Подписные листы подписываются инициаторами схода (собрания) и заверяются лицом, осуществляющим сбор подписей, с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, номера и серии паспорта или заменяющего его документа, адреса места жительства, и представляются представительному органу местного самоуправления.

Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону.

2. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления территориального общественного самоуправления, может проводиться по инициативе субъектов, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

3. Сход(собрание) граждан, являющийся формой выявления мнения населения, может проводиться по инициативе:

граждан, имеющих право на участие в сходе (собрании), проживающих на соответствующей территории. Количество жителей муниципального образования или его части, от имени которых может вноситься предложение о созыве схода (собрания), определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

иных субъектов, имеющих право вносить вопросы на рассмотрение представительного органа местного самоуправления или Законодательного Собрания области.

Статья 8. Принятие решения о созыве схода (собрания) граждан


1. В случае проведения схода (собрания), являющегося формой осуществления местного самоуправления, представительный орган местного самоуправления обязан принять в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве схода(собрания) граждан одно из следующих решений:

об отклонении требования о созыве схода(собрания) граждан в случае нарушений Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, устава муниципального образования, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

о созыве схода (собрания) граждан.

В случае принятия решения об отклонении требования о созыве схода (собрания) граждан оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.

В случае принятия решения о созыве схода(собрания) граждан представительный орган местного самоуправления определяет время и место проведения схода (собрания) граждан.

2. Решение о созыве схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, принимается в порядке,определенном уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

3. Решение о созыве схода (собрания) граждан, являющегося формой выявления мнения населения, принимается соответствующим представительным органом местного самоуправления в обычном порядке, за исключением решения о созыве схода(собрания) по вопросам образования, объединения,преобразования или упразднения муниципального образования, установления и изменения границ муниципального образования, его наименования, переименования, которое принимается в порядке, установленном пунктом 1 настоящей статьи.

Решение о созыве схода(собрания), являющегося формой выявления мнения населения, принимается Законодательным Собранием области в обычном порядке.

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ СХОДА (СОБРАНИЯ)
ГРАЖДАН, РЕШЕНИЕ СХОДА (СОБРАНИЙ) ГРАЖДАН, ЕГО
ФИНАНСИРОВАНИЕ

Статья 9. Организация схода (собрания) граждан


1. Подготовку, проведение схода(собрания) граждан, являющегося формой осуществления местного самоуправления и выявления мнения населения, подведение его итогов проводит комиссия, члены которой назначаются соответственно представительным органом местного самоуправления либо Законодательным Собранием области одновременно с принятием решения о созыве схода (собрания) граждан.

2. Подготовка, проведение схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Оповещение населения о сходе (собрании) граждан


Организаторы схода (собрания) граждан заблаговременно, не позднее чем за пять дней, оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования или части его территории о времени и месте проведения схода(собрания) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства.

Статья 11. Правомочность схода (собрания) граждан

(в ред.Закона от 07.09.98 N 8-З)

1. Сход (собрание) граждан, являющийся формой осуществления местного самоуправления или формой выявления мнения населения, считается правомочным при участии в нем более половины от общего числа граждан, имеющих право на участие в сходе (собрании).

2. Правомочность схода (собрания) граждан, являющегося формой осуществления территориального общественного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области.

Статья 12. Порядок проведения схода (собрания) граждан


Перед открытием схода (собрания) граждан проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.

Регистрацию участников и открытие схода (собрания) осуществляет уполномоченное на это лицо.

Для ведения схода (собрания) граждан избираются председатель, секретарь и, в случае необходимости, счетная комиссия.

Вопросы повестки дня схода(собрания) граждан определяются инициаторами созыва и утверждаются большинством голосов от числа присутствующих.

Регламент работы схода (собрания) граждан и порядок голосования (открытое или тайное) определяются сходом(собранием).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»