ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 1998 года № 67
О комплексной межведомственной программе
"Здоровье и образование в Нижегородской области"
В целях стабилизации и улучшения здоровья детей в образовательных учреждениях области Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить комплексную межведомственную программу "Здоровье и образование" в Нижегородской области.
2. Администрации области при внесении предложений об изменениях в Законе Нижегородской области "Об областном бюджете на 1998 год" предусмотреть объемы финансирования комплексной межведомственной программы "Здоровье и образование" в Нижегородской области и срок ее введения.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитеты по социальной политике, бюджетной и финансовой политике Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.Козерадский
Утверждена
постановлением Законодательного
Собрания области
от 17.03.98 N 67
КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Здоровье и образование"
Нижегородской области
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование Программы
----------------------
Комплексная межведомственная программа "Здоровье и образование" Нижегородской области.
2. Основание для разработки Программы
----------------------------------
Распоряжение губернатора N 365-р от 13.03.96 "О создании временной рабочей группы по разработке региональной программы "Здоровье и образование".
3. Основные разработчики Программы
-------------------------------
- Департамент образования и науки;
- Департамент здравоохранения;
- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора;
- Нижегородский научно - исследовательский институт детской гастроэнтерологии;
- Нижегородская государственная медицинская академия;
- Нижегородский государственный педагогический университет.
4. Цель и задачи Программы
-----------------------
- Обеспечение охраны жизни и здоровья детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии их законных прав на безопасные условия образовательного процесса;
- Формирование новой идеологии, утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении.
5. Условия достижения цели Программы
---------------------------------
- Наличие в соответствии с действующим законодательством пакетов локальных документов, регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений, руководителей, работников всех сфер образования с учетом региональных условий и потребностей.
- Поэтапное выполнение мероприятий, требующих существенных капиталовложений;
- Безусловное выполнение положений Программы, не требующих больших финансовых затрат;
- Стабильное финансирование жизненно необходимых направлений Программы (питание, содержание помещений в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью детей, новое строительство);
- Усиление контролирующей функции на всех уровнях и меры ответственности руководителей за состояние рассматриваемой проблемы.
6. Основные направления Программы
------------------------------
- Организационно - методическая деятельность;
- Внедрение оптимальной системы медицинского обеспечения в образовательных учреждениях;
- Внедрение в образовательный процесс предметной области "Здоровье";
- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры;
- Питание;
- Развитие опытно - экспериментальной деятельности по укреплению и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях;
- Профилактика детского травматизма;
- Санаторно-курортная реабилитация детей;
- Здоровье педагога.
7. Сроки реализации Программы
--------------------------
С 1998 года поэтапно, верхний предел не ограничен.
8. Исполнители основных мероприятий Программы
------------------------------------------
- Департамент образования и науки (ДОН);
- Департамент здравоохранения (ДЗ);
- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора (НОЦГСЭН);
- Нижегородский научно - исследовательский институт детской гастроэнтерологии (НИИДГ);
- Органы местного самоуправления (ОМС);
- Ведомства и службы, заинтересованные в решении проблемы (РОО, ЦРБ, ГАИ, ВОСВОД, и др.);
- Образовательные учреждения всех уровней (ОУ).
9. Источники финансирования
------------------------
- Бюджетное финансирования система образования и здравоохранения;
- Целевое финансирование Программы;
- Средства местных бюджетов;
- Средства заинтересованных ведомств, участвующих в исполнении программы;
- Спонсорские средства.
10. Ожидаемые результаты
--------------------
- Стабилизация и улучшение здоровья детей и педагогов;
- Формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья школьников и успешность обучения и воспитания;
- Постепенное изменение мировоззрения населения в сторону приоритетности проблем сохранения здоровья существующих и будущих поколений.
11. Система контроля
----------------
- Контроль осуществляется рабочей группой сформированной из ответственных представителей ведомств, служб, организаций, которые являются основными исполнителями Программы.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Необходимость разработки региональной программы "Здоровье и образование" вызвано ухудшением здоровья детей, ослаблением внимания в течение многих лет к названной проблеме, сложность современной социальной, экономической, экологической, финансовой обстановки в стране и области.
Неблагоприятная динамика показателей состояния здоровья детей массовых образовательных учреждений (дошкольные учреждения и школы) регистрируется повсеместно в городе и области.
По результатам выборочных комплексных обследований детских организационных коллективов специалистами НИИ детской гастроэнтерологии и Нижегородской государственной медицинской академии в 90-е годы по Нижегородской области только 1,2% детей здоровы, в том числе в областном центре - 0,7% детей, в городах области - 2,7%, в поселках - 2,7%, в селах - 0,5%. Соответственно с функциональными нарушениями - 45,2%, 42,3%, 49,9%, 57,7%, 32,9%, с хроническими заболеваниями - 53,7%, 57%, 47,4%, 39,9%, 66,6%.
Особую тревогу увеличение числа учащихся нервно - психическими отклонениями, на фоне которых развивается большинство соматических заболеваний и психических расстройств. Нарушение психического здоровья ведет к проявлению антисоциальных поступков детей и подростков, число которых растет.
Низкий уровень здоровья детей в образовательных учреждениях определяется комплексом факторов риска окружающей социальной и природной среды.
Помимо сложных общих социально - экономических условий жизни причинами снижения уровня здоровья детей является нездоровая экологическая ситуация на микротерриториях обучения, воспитания и проживания, а также "больные" здания образовательных учреждений, где дети проводят от 5 до 1012 часов ежедневно. Практически нет учреждений, где бы не выявлялась та или иная степень отклонений условий и режима обучения от гигиенических регламентов, которые в среднем выполняются только на 67% по Нижнему Новгороду, а по сельским районам еще меньше. При этом следует подчеркнуть, что большинство утвержденных регламентов для образовательных учреждений обеспечивает неоптимальное, а минимально - приемлемое условие их содержания. Так обстоит дело с нормами освещенности, нормами площади на 1 ребенка, обеспечении образовательных учреждений медицинскими кадрами.
Около 30% школ области работают в 2 - 3 смены, крайне медленно ведется строительство новых школ, хотя потребность в них имеется практически во всех районах области.
Одним из важнейших условий полноценного развития детей и подростков в образовательном учреждении является физкультурно - спортивная деятельность. Ее неудовлетворительное состояние в школах характеризуется уже тем, что объем обязательных занятий в школах России - 2 часа в неделю вместо минимальных 58 часов в соответствии с "Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте", но и эти 2 часа не обеспечены требуемой материальной базой и кадрами (25% учителей физической культуры не имеют специального образования). Рост числа школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (с 16000 до 17000 детей за год), определяет необходимость специальной подготовки педагогов.
Подготовка учителей и воспитателей в Вузах и с ССУзах требует усиления значимости дисциплин валеологической направленности (физиология, психология, санитарно - гигиенические знания, новые предметы о навыках здорового образа жизни) для всех выпускников этих учреждений. Необходима периодическая проверка всех работников детских учреждений на безусловное знание ими норм и правил. Обеспечивающих сохранность здоровья и жизни в образовательном учреждении.
Причиной слабого влияния на стабилизацию и улучшение здоровья школьников является неукомплектованность школ медицинскими кадрами. Врачебный состав представлен, в основном, пенсионерами, а средний и младший медицинский персонал не имеет специальной подготовки к работе в образовательном учреждении. Кроме того, штатный норматив школьного врача завышен (2000 учащихся) и не учитывает состояния здоровья современных школьников.
Следует принять во внимание и семейные факторы неблагополучия, в частности, социально-жилищный уровень, режим дня, питание, образ жизни ребенка в семье.
Вызывает глубокую озабоченность состояние здоровья учителей. Педагог, который сам не обладает психологическим и соматическим здоровьем, проявляет патогенное по отношению к детям, и тем самым является причиной "школьных неврозов", проявляющихся в виде различных заболеваний у детей.
Одним из факторов сохранения здоровья и жизни детей является системное воспитание у них навыков здорового образа жизни, стойких поведенческих навыков в опасных для жизни ситуациях, владению приемами и умениями оказания первой помощи пострадавшим.
Программа предполагает, что жизненно - важные вопросы по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях (питание, приведение помещений в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и др.), требующие крупных финансовых затрат, будут решаться исполнителями Программы в первоочередном порядке.
Электронный вариант программы отсутствует.