ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 1998 года № 67

О комплексной межведомственной программе
"Здоровье и образование в Нижегородской области"


В целях стабилизации и улучшения  здоровья  детей  в  образовательных учреждениях области Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить  комплексную  межведомственную  программу  "Здоровье   и образование" в Нижегородской области.

2. Администрации области при внесении  предложений  об  изменениях  в Законе Нижегородской   области   "Об   областном   бюджете  на  1998  год" предусмотреть объемы финансирования комплексной межведомственной программы "Здоровье и образование" в Нижегородской области и срок ее введения.

3. Контроль за  исполнением  настоящего  постановления  возложить  на комитеты по   социальной   политике,   бюджетной   и  финансовой  политике Законодательного Собрания области.  



Председатель Собрания                   А.А.Козерадский   

Утверждена
                                           постановлением Законодательного
                                           Собрания области
                                           от 17.03.98 N 67

КОМПЛЕКСНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Здоровье и образование"
Нижегородской области
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

   

       1. Наименование Программы

        ----------------------

Комплексная межведомственная  программа  "Здоровье   и   образование" Нижегородской области.

2. Основание для разработки Программы

        ----------------------------------

Распоряжение губернатора N 365-р от 13.03.96  "О  создании  временной рабочей группы   по   разработке   региональной   программы   "Здоровье  и образование".

3. Основные разработчики Программы

        -------------------------------

- Департамент образования и науки;

- Департамент здравоохранения;

- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора;

- Нижегородский   научно   -   исследовательский   институт   детской гастроэнтерологии;

- Нижегородская государственная медицинская академия;

- Нижегородский государственный педагогический университет.

4. Цель и задачи Программы

        -----------------------

- Обеспечение  охраны  жизни  и  здоровья  детей   и   работников   в образовательных учреждениях,  гарантии  их  законных  прав  на  безопасные условия образовательного процесса;

- Формирование новой идеологии,  утверждающей приоритетность охраны и укрепления здоровья детей в образовательном учреждении.

5. Условия достижения цели Программы

        ---------------------------------

- Наличие  в  соответствии  с  действующим  законодательством пакетов локальных документов, регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений, руководителей,  работников  всех  сфер  образования  с  учетом региональных условий и потребностей.

- Поэтапное    выполнение    мероприятий,    требующих   существенных капиталовложений;

- Безусловное  выполнение  положений Программы,  не требующих больших финансовых затрат;

- Стабильное    финансирование   жизненно   необходимых   направлений Программы (питание,  содержание помещений в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью детей, новое строительство);

- Усиление  контролирующей   функции   на   всех   уровнях   и   меры ответственности руководителей за состояние рассматриваемой проблемы.

6. Основные направления Программы

        ------------------------------

- Организационно - методическая деятельность;

- Внедрение    оптимальной   системы   медицинского   обеспечения   в образовательных учреждениях;

- Внедрение в образовательный процесс предметной области "Здоровье";

- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

- Питание;

- Развитие опытно - экспериментальной деятельности  по  укреплению  и сохранению здоровья детей в образовательных учреждениях;

- Профилактика детского травматизма;

- Санаторно-курортная реабилитация детей;

- Здоровье педагога.

7. Сроки реализации Программы

        --------------------------

С 1998 года поэтапно, верхний предел не ограничен.

8. Исполнители основных мероприятий Программы

        ------------------------------------------

- Департамент образования и науки (ДОН);

- Департамент здравоохранения (ДЗ);

- Нижегородский областной центр Госсанэпиднадзора (НОЦГСЭН);

- Нижегородский   научно   -   исследовательский   институт   детской гастроэнтерологии (НИИДГ);

- Органы местного самоуправления (ОМС);

- Ведомства и службы,  заинтересованные в решении проблемы (РОО, ЦРБ, ГАИ, ВОСВОД, и др.);

- Образовательные учреждения всех уровней (ОУ).

9. Источники финансирования

        ------------------------

- Бюджетное финансирования система образования и здравоохранения;

- Целевое финансирование Программы;

- Средства местных бюджетов;

- Средства  заинтересованных  ведомств,  участвующих   в   исполнении программы;

- Спонсорские  средства.

10. Ожидаемые результаты

         --------------------

- Стабилизация и улучшение здоровья детей и педагогов;

- Формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа  жизни, повышающих уровень здоровья школьников и успешность обучения и воспитания;

- Постепенное   изменение   мировоззрения   населения    в    сторону приоритетности проблем   сохранения   здоровья   существующих   и  будущих поколений.

11. Система контроля

         ----------------

- Контроль   осуществляется   рабочей   группой   сформированной   из ответственных представителей   ведомств,   служб,   организаций,   которые являются основными исполнителями Программы.

                        СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Необходимость разработки   региональной   программы    "Здоровье    и образование" вызвано  ухудшением  здоровья  детей,  ослаблением внимания в течение многих лет к названной проблеме, сложность современной социальной, экономической, экологической, финансовой обстановки в стране и области.

Неблагоприятная динамика   показателей   состояния   здоровья   детей массовых образовательных   учреждений   (дошкольные  учреждения  и  школы) регистрируется повсеместно в городе и области.

По результатам    выборочных    комплексных    обследований   детских организационных коллективов специалистами НИИ детской гастроэнтерологии  и Нижегородской государственной   медицинской   академии   в  90-е  годы  по Нижегородской области только 1,2%  детей здоровы,  в том числе в областном центре - 0,7%  детей, в городах области - 2,7%, в поселках - 2,7%, в селах - 0,5%.  Соответственно с  функциональными  нарушениями  -  45,2%,  42,3%, 49,9%, 57,7%,  32,9%,  с хроническими заболеваниями - 53,7%,  57%,  47,4%, 39,9%, 66,6%.

Особую тревогу   увеличение  числа  учащихся  нервно  -  психическими отклонениями, на  фоне  которых   развивается   большинство   соматических заболеваний и  психических  расстройств.  Нарушение  психического здоровья ведет к проявлению антисоциальных  поступков  детей  и  подростков,  число которых растет.

Низкий уровень   здоровья   детей   в   образовательных   учреждениях определяется комплексом  факторов  риска окружающей социальной и природной среды.

Помимо сложных   общих   социально   -  экономических  условий  жизни причинами снижения уровня здоровья детей является нездоровая экологическая ситуация на  микротерриториях обучения,  воспитания и проживания,  а также "больные" здания образовательных учреждений, где дети проводят от 5 до 1012 часов  ежедневно.  Практически нет учреждений,  где бы не выявлялась та или иная степень отклонений условий и  режима  обучения  от  гигиенических регламентов, которые  в  среднем  выполняются  только  на  67%  по Нижнему Новгороду, а по сельским районам еще меньше. При этом следует подчеркнуть, что большинство  утвержденных  регламентов  для образовательных учреждений обеспечивает неоптимальное,  а  минимально   -   приемлемое   условие   их содержания. Так обстоит дело с нормами освещенности,  нормами площади на 1 ребенка, обеспечении образовательных учреждений медицинскими кадрами.

Около 30%  школ  области  работают  в  2  - 3 смены,  крайне медленно ведется строительство  новых  школ,  хотя  потребность   в   них   имеется практически во всех районах области.

Одним из важнейших условий полноценного развития детей и подростков в образовательном учреждении     является    физкультурно    -    спортивная деятельность. Ее неудовлетворительное состояние в  школах  характеризуется уже тем,  что объем обязательных занятий в школах России - 2 часа в неделю вместо минимальных 58 часов в соответствии с "Основами законодательства РФ о физической  культуре и спорте",  но и эти 2 часа не обеспечены требуемой материальной базой и кадрами (25%  учителей физической культуры  не  имеют специального образования).  Рост числа школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (с 16000 до 17000 детей за год), определяет необходимость специальной подготовки педагогов.

Подготовка учителей  и  воспитателей  в  Вузах  и  с  ССУзах  требует усиления значимости  дисциплин валеологической направленности (физиология, психология, санитарно - гигиенические знания,  новые  предметы  о  навыках здорового образа  жизни) для всех выпускников этих учреждений.  Необходима периодическая проверка всех работников детских учреждений  на  безусловное знание ими  норм  и правил.  Обеспечивающих сохранность здоровья и жизни в образовательном учреждении.

Причиной слабого   влияния   на  стабилизацию  и  улучшение  здоровья школьников является  неукомплектованность   школ   медицинскими   кадрами. Врачебный состав  представлен,  в  основном,  пенсионерами,  а  средний  и младший медицинский персонал не имеет специальной подготовки  к  работе  в образовательном учреждении.  Кроме того,  штатный норматив школьного врача завышен (2000 учащихся) и  не  учитывает  состояния  здоровья  современных школьников.

Следует принять во внимание  и  семейные  факторы  неблагополучия,  в частности, социально-жилищный  уровень,  режим дня,  питание,  образ жизни ребенка в семье.

Вызывает глубокую озабоченность состояние здоровья учителей. Педагог, который сам  не  обладает  психологическим   и   соматическим   здоровьем, проявляет патогенное  по отношению к детям,  и тем самым является причиной "школьных неврозов", проявляющихся в виде различных заболеваний у детей.

Одним из   факторов   сохранения  здоровья  и  жизни  детей  является системное воспитание  у  них  навыков  здорового  образа  жизни,   стойких поведенческих навыков  в опасных для жизни ситуациях,  владению приемами и умениями оказания первой помощи пострадавшим.

Программа предполагает,  что  жизненно  -  важные  вопросы по решению проблемы сохранения  и  укрепления  здоровья   детей   в   образовательных учреждениях (питание,      приведение     помещений     в     соответствие санитарно-гигиеническим нормам  и  др.),  требующие   крупных   финансовых затрат, будут решаться исполнителями Программы в первоочередном порядке.

Электронный вариант программы отсутствует.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»