НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 22 августа 1997 года № 87-З
О Государственном регулировании цен и тарифов в
Нижегородской области
(с изменениями на 7 сентября 2006 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 12 марта 2012 года № 26-З
__________________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 27.03.98 № 120-З;
Законом Нижегородской области от 21.12.2001 № 233-З;
Законом Нижегородской области от 07.09.2006 № 84-З
------------------------------------------------------------------------------------------------
Настоящий Закон регулирует правоотношения, складывающиеся в области государственного регулирования цен и тарифов на территории Нижегородской области в рамках ее полномочий, представленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, права, обязанности и ответственности субъектов ценообразования; полномочия органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в целях:
1. Достижения баланса интересов субъектов ценообразования.
2. Преодоления кризисных явлений в формировании бюджета, сдерживания инфляции.
3. Увеличения объемов производства и улучшения качества продукции,выпускаемой и реализуемой на территории Нижегородской области.
4. Установления и поддержания ценового паритета между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.
5. Содействия развитию рыночных отношений, конкуренции, свободного перемещения продукции, товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
6. Формирования соответствующих нормативов и правил для противодействия недобросовестной конкуренции отдельных субъектов ценообразования, пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных и временных монополий в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
7. Достижения оптимальных соотношений между динамикой цен и уровнем заработной платы и других денежных доходов населения.
8. Необходимой социальной защищенности населения от роста цен и тарифов.
В настоящем Законе применяются следующие определения основных понятий:
1. Государственное регулирование цен и тарифов - предусмотренное нормативными актами воздействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на ценообразование.
2. Ценообразование - процесс формирования и применения цен и тарифов.
3. Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара, продукции (работ, услуг).
4. Государственная дисциплина цен и тарифов - соблюдение действующих нормативных актов по государственному регулированию ценообразования, отражающих ценовую политику.
5. Ценовая политика - действия органов государственной власти, направленные на совершенствование процессов ценообразования в рыночных условиях и соблюдение дисциплины цен для достижения поставленных целей.
6. Субъекты ценообразования - хозяйствующие субъекты, граждане Российской Федерации,граждане иностранных государств и лица без гражданства, участвующие в ценообразовании и осуществляющие свою деятельность в пределах территории Нижегородской области.
7. Свободная (рыночная) цена (тариф) - цена единицы продукции (товара, услуги), складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования в определенный момент времени на товарном рынке.
8. Регулируемая цена (тариф) - цена единицы продукции (товара, услуги), складывающаяся при воздействии государственных и местных органов власти.
9. Торговая надбавка - часть розничной цены,предназначенная для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли торговых организаций.
10. Снабженческо-сбытовая надбавка - часть цены закупки, предназначенная для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли снабженческо-сбытовых организаций.
11. Наценка на продукцию предприятий общественного питания часть розничной цены,предназначенная для возмещения затрат этих предприятий на обработку и реализацию продукции и обеспечения им необходимой прибыли.
12. Скидка - торгово-сбытовая категория снижения цены товара (услуги) в соответствии с оговоренными условиями сделки.
13. Органы государственного регулирования цен и тарифов исполнительные органы государственной власти и уполномоченные ими органы управления.
14. Понятие "Естественные монополии" применяется соответственно в значении, указанном в статье 3 Закона Российской Федерации "О естественных монополиях".
Объектами регулирования исполнительных органов государственной власти области цен и тарифов являются: продукция, товары, работы, услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам и тарифам, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен и тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
1. Экономическая обоснованность затрат, уровня прибыли на производство продукции, товаров (работ) и предоставление услуг.
2. Учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов.
3. Учет рыночной конъюнктуры и влияния цен на объемы и эффективность производства.
Государственное регулирование цен и тарифов взаимоувязывается с уровнем экономического развития, а также финансовой, кредитной, налоговой и социально-демографической политикой.
1. Государственная дисциплина цен и тарифов предусматривает:
- соблюдение фиксированных цен и тарифов;
- установление предельных цен и тарифов;
- установление минимальных цен и тарифов;
- сохранение нормативного уровня рентабельности;
- соблюдение предельных размеров надбавок, наценок, скидок;
- соблюдение порядка согласования, уведомления о предстоящем изменении цен и тарифов;
- своевременное предоставление документов и достоверных сведений органам государственного регулирования цен и тарифов;
- недопустимость установления монопольно высоких (низких) цен;
- другие положения, установленные федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.
2. За нарушение государственной дисциплины цен применяется ответственность, предусмотренная действующим законодательством.
В пределах компетенции, установленной Уставом Нижегородской области и уставами муниципальных образований Нижегородской области, полномочия по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением законодательства о ценах и тарифах осуществляют Правительство Нижегородской области, органы исполнительной власти Нижегородской области и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Нижегородской области.
1. Прямое регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:
- фиксированных цен и тарифов;
- предельных цен и тарифов;
- предельных уровней рентабельности по отдельным видам товаров, продукции (работ, услуг);
- предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок;
- согласования цен и тарифов.
2. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством:
- заключения ценовых соглашений по цепочке технологического передела;
- уведомления хозяйствующим субъектом о предстоящем изменении цен и тарифов;
- изменения налогообложения;
- введения льготного кредитования;
- выделения субсидий и дотаций из бюджета и других механизмов.
3. Правительство Нижегородской области области в пределах своих полномочий самостоятельно определяет направления и методы регулирования цен и тарифов для субъектов ценообразования по установленному перечню продукции, товаров и услуг. Регулирование вводится на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее. При этом принимаются во внимание: (в ред.Закона области от 07.09.2006 № 84-З)
а) обоснованность всех статей затрат в себестоимости производства (реализации), в том числе:
- заработная плата,
- стоимость сырья, материалов и энергоресурсов;
- накладные расходы,
- налоги и другие платежи;
б) стоимость основных производственных фондов, потребность в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений и собственной прибыли;
в) удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;
г) соответствие качества производимой (реализуемой) продукции спросу потребителей;
д) государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
При введении фиксированных цен и тарифов по установленному перечню (в соответствии с п.3 ст.7 настоящего Закона ) субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию, товары, услуги по установленной фиксированной цене или тарифу.
При введении предельных цен и тарифов субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию товары, услуги по цене или тарифу, не выше (ниже) установленной предельной цены или тарифа.
При введении предельных уровней торговых надбавок, наценок и скидок субъекты ценообразования обязаны не превышать их установленный уровень.
Убытки, возникающие у субъектов ценообразования вследствие установления фиксированных, предельных цен и тарифов на производимую (реализуемую) продукцию, товары и услуги, ниже себестоимости, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.
1. Согласование цен и тарифов по определенному перечню продукции, товаров и услуг осуществляется субъектами ценообразования в соответствии с порядком,утвержденным Правительством Нижегородской области. (в ред.Закона области от 07.09.2006 № 84-З)
2. Уведомление о предстоящем изменении цен и тарифов осуществляется субъектами ценообразования, включенными в Государственный Реестр объединений и предприятий, доминирующих на товарных рынках в соответствии с установленным порядком.
Органами регулирования и контроля цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий являются:
- федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, образуемые в порядке, установленном Федеральным Законом Российской Федерации "О естественных монополиях";
- территориальные органы Нижегородской области по регулированию естественных монополий, создаваемые федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Ценовое регулирование субъектов естественных монополий осуществляется посредством определения (установления) цен и тарифов или их предельного уровня.
Субъекты ценообразования имеют право:
1. Самостоятельно, на договорной основе определять цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, за исключением случаев применения государственных регулируемых цен и тарифов или заключения ими публичного договора, когда цены и тарифы должны быть одинаковыми для соответствующих групп потребителей.
2. Получать в органах государственного регулирования цен и тарифов информацию о действующих нормативных актах по вопросам ценообразования и государственного регулирования цен и тарифов.
3. Требовать от органов государственного регулирования цен и тарифов не разглашать сведения,которые составляют коммерческую тайну по законодательству Российской Федерации и получены этими органами на основании настоящего Закона.