Недействующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 22 августа 1997 года № 87-З

О Государственном регулировании цен и тарифов в
Нижегородской области  

(с изменениями на 7 сентября 2006 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 12 марта 2012 года № 26-З
__________________________________________________________________________


------------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 27.03.98 № 120-З;
Законом Нижегородской области от 21.12.2001 № 233-З;
Законом Нижегородской области от 07.09.2006 № 84-З
------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон регулирует правоотношения, складывающиеся в области государственного регулирования цен и тарифов на территории Нижегородской области в рамках ее полномочий, представленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, права, обязанности и ответственности субъектов ценообразования; полномочия органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

   

  Статья 1. Цели государственного регулирования цен и тарифов

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется в целях:

1. Достижения баланса интересов субъектов ценообразования.

2. Преодоления кризисных явлений в формировании бюджета, сдерживания инфляции.

3. Увеличения объемов производства и улучшения качества продукции,выпускаемой и реализуемой на территории Нижегородской области.

4. Установления и поддержания ценового паритета между сырьевыми и перерабатывающими отраслями.

5. Содействия развитию рыночных отношений, конкуренции, свободного перемещения продукции, товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.

6. Формирования соответствующих нормативов и правил для противодействия недобросовестной конкуренции отдельных субъектов ценообразования, пресечения злоупотреблений со стороны субъектов естественных и временных монополий в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.

7. Достижения оптимальных соотношений между динамикой цен и уровнем заработной платы и других денежных доходов населения.

8. Необходимой социальной защищенности населения от роста цен и тарифов.

  

   Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе

В настоящем Законе применяются следующие определения основных понятий:

1. Государственное регулирование цен и тарифов - предусмотренное нормативными актами воздействие органов государственной власти и органов местного самоуправления на ценообразование.

2. Ценообразование - процесс формирования и применения цен и тарифов.

3. Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара, продукции (работ, услуг).

4. Государственная дисциплина цен и тарифов - соблюдение действующих нормативных актов по государственному регулированию ценообразования, отражающих ценовую политику.

5. Ценовая политика - действия органов государственной власти, направленные на совершенствование процессов ценообразования в рыночных условиях и соблюдение дисциплины цен для достижения поставленных целей.

6. Субъекты ценообразования - хозяйствующие субъекты, граждане Российской Федерации,граждане иностранных государств и лица без гражданства, участвующие в ценообразовании и осуществляющие свою деятельность в пределах территории Нижегородской области.

7. Свободная (рыночная) цена (тариф) - цена единицы продукции (товара, услуги), складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования в определенный момент времени на товарном рынке.

8. Регулируемая цена (тариф) - цена единицы продукции (товара, услуги), складывающаяся при воздействии государственных и местных органов власти.

9. Торговая надбавка - часть розничной цены,предназначенная для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли торговых организаций.

10. Снабженческо-сбытовая надбавка - часть цены закупки, предназначенная для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли снабженческо-сбытовых организаций.

11. Наценка на продукцию предприятий общественного питания часть розничной цены,предназначенная для возмещения затрат этих предприятий на обработку и реализацию продукции и обеспечения им необходимой прибыли.

12. Скидка - торгово-сбытовая категория снижения цены товара (услуги) в соответствии с оговоренными условиями сделки.

13. Органы государственного регулирования цен и тарифов исполнительные органы государственной власти и уполномоченные ими органы управления.

14. Понятие "Естественные монополии" применяется соответственно в значении, указанном в статье 3 Закона Российской Федерации "О естественных монополиях".

  

   Статья 3. Объекты государственного регулирования цен и тарифов
                  (в ред.Закона области от 21.12.2001  № 233-З)


Объектами регулирования исполнительных органов государственной власти области цен и тарифов являются: продукция, товары, работы, услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам и тарифам, перечни которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

  Статья 4. Принципы государственного регулирования цен и тарифов

При государственном регулировании цен и тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:

1. Экономическая обоснованность затрат, уровня прибыли на производство продукции, товаров (работ) и предоставление услуг.

2. Учет результатов деятельности субъектов ценообразования по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен и тарифов.

3. Учет рыночной конъюнктуры и влияния цен на объемы и эффективность производства.

Государственное регулирование цен и тарифов взаимоувязывается с уровнем экономического развития, а также финансовой, кредитной, налоговой и социально-демографической политикой.

    

 Статья 5. Государственная дисциплина цен и тарифов  

1. Государственная дисциплина цен и тарифов предусматривает:

- соблюдение фиксированных цен и тарифов;

- установление предельных цен и тарифов;

- установление минимальных цен и тарифов;

- сохранение нормативного уровня рентабельности;

- соблюдение предельных размеров надбавок, наценок, скидок;

- соблюдение порядка согласования, уведомления о предстоящем изменении цен и тарифов;

- своевременное предоставление документов и достоверных сведений органам государственного регулирования цен и тарифов;

- недопустимость установления монопольно высоких (низких) цен;

- другие положения, установленные федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области.

2. За нарушение государственной дисциплины цен применяется ответственность, предусмотренная действующим законодательством.

    

 Статья 6. Органы государственного регулирования цен и тарифов
               (статья 6 - в ред.Закона области от 07.09.2006  № 84-З)

В пределах компетенции, установленной Уставом Нижегородской области и уставами муниципальных образований Нижегородской области, полномочия по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением законодательства о ценах и тарифах осуществляют Правительство Нижегородской области, органы исполнительной власти Нижегородской области и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Нижегородской области.

           

ГЛАВА 2.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН И ТАРИФОВ


  Статья 7. Методы государственного регулирования цен и тарифов


1. Прямое регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:

- фиксированных цен и тарифов;

- предельных цен и тарифов;

- предельных уровней рентабельности по отдельным видам товаров, продукции (работ, услуг);

- предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок;

- согласования цен и тарифов.

2. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством:

- заключения ценовых соглашений по цепочке технологического передела;

- уведомления хозяйствующим субъектом о предстоящем изменении цен и тарифов;

- изменения налогообложения;

- введения льготного кредитования;

- выделения субсидий и дотаций из бюджета и других механизмов.

3. Правительство Нижегородской области области в пределах своих полномочий самостоятельно определяет направления и методы регулирования цен и тарифов для субъектов ценообразования по установленному перечню продукции, товаров и услуг. Регулирование вводится на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее. При этом принимаются во внимание:  (в ред.Закона области от 07.09.2006  № 84-З)

а) обоснованность всех статей затрат в себестоимости производства (реализации), в том числе:

- заработная плата,

- стоимость сырья, материалов и энергоресурсов;

- накладные расходы,

- налоги и другие платежи;

б) стоимость основных производственных фондов, потребность в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений и собственной прибыли;

в) удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;

г) соответствие качества производимой (реализуемой) продукции спросу потребителей;

д) государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

   

  Статья 8. Установление фиксированных и предельных цен и тарифов, надбавок, наценок и скидок


При введении фиксированных цен и тарифов по установленному перечню (в соответствии с п.3 ст.7 настоящего Закона ) субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию, товары, услуги по установленной фиксированной цене или тарифу.

При введении предельных цен и тарифов субъекты ценообразования обязаны реализовать продукцию товары, услуги по цене или тарифу, не выше (ниже) установленной предельной цены или тарифа.

При введении предельных уровней торговых надбавок, наценок и скидок субъекты ценообразования обязаны не превышать их установленный уровень.

Убытки, возникающие у субъектов ценообразования вследствие установления фиксированных, предельных цен и тарифов на производимую (реализуемую) продукцию, товары и услуги, ниже себестоимости, возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов.

     

Статья 9. Согласование цен и тарифов, уведомление о предстоящем изменении цен и тарифов

1. Согласование цен и тарифов по определенному перечню продукции, товаров и услуг осуществляется субъектами ценообразования в соответствии с порядком,утвержденным Правительством Нижегородской области.  (в ред.Закона области от 07.09.2006  № 84-З)

2. Уведомление о предстоящем изменении цен и тарифов осуществляется субъектами ценообразования, включенными в Государственный Реестр объединений и предприятий, доминирующих на товарных рынках в соответствии с установленным порядком.

ГЛАВА 3.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ  НА ПРОДУКЦИЮ
(УСЛУГИ) ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

   

  Статья 10. Органы, регулирующие цены и тарифы на продукцию (услуги) естественных монополий

Органами регулирования и контроля цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий являются:

- федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, образуемые в порядке, установленном Федеральным Законом Российской Федерации "О естественных монополиях";

- территориальные органы Нижегородской области по регулированию естественных монополий, создаваемые федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

 

    Статья 11. Методы ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Ценовое регулирование субъектов естественных монополий осуществляется посредством определения (установления) цен и тарифов или их предельного уровня.

ГЛАВА 4.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ


   Статья 12. Права субъектов ценообразования  

Субъекты ценообразования имеют право:

1. Самостоятельно, на договорной основе определять цены и тарифы на продукцию, товары и услуги, за исключением случаев применения государственных регулируемых цен и тарифов или заключения ими публичного договора, когда цены и тарифы должны быть одинаковыми для соответствующих групп потребителей.

2. Получать в органах государственного регулирования цен и тарифов информацию о действующих нормативных актах по вопросам ценообразования и государственного регулирования цен и тарифов.

3. Требовать от органов государственного регулирования цен и тарифов не разглашать сведения,которые составляют коммерческую тайну по законодательству Российской Федерации и получены этими органами на основании настоящего Закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»