НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 9 декабря 1997 года № 99-З
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 4 мая 2008 года № 45-З
__________________________________________________________________________
Статья 1. Общие положения
Настоящий закон разработан на основании Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Настоящий Закон определяет общие положения в сфере государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Нижегородской области (далее область), устанавливает общие направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства, а также полномочия органов государственной власти области в сфере поддержки малого предпринимательства.
Настоящий закон направлен на создание равных условий осуществления предпринимательской деятельности для всех субъектов малого предпринимательства, действующих на территории области.
1. Под субъектами малого предпринимательства в настоящем законе понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности -100 человек;
в строительстве -100 человек;
в транспорте -100 человек;
в сельском хозяйстве -60 человек;
в научно-технической сфере -60 человек;
в оптовой торговле -50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек;
в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности -50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
3. В случае превышения малым предприятием установленной настоящей статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- содействие участию субъектов малого предпринимательства в реализации программ социально-экономического развития территорий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
2. Основными формами поддержки малого предпринимательства на территории области являются:
- финансовая поддержка, которая осуществляется как путем направления бюджетных средств непосредственно субъектам малого предпринимательства, так и путем создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, предоставления налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства;
- имущественная поддержка, которая может осуществляться на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования и техники, а также путем предоставления субъектам малого предпринимательства производственных и служебных помещений, в том числе через специализированные фонды нежилых помещений, промышленные полигоны, территориально-производственные зоны, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры и другие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- кадровая поддержка, осуществляемая путем развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства и обеспечения субъектов малого предпринимательства квалифицированными кадрами. Кадровая поддержка может выражаться в компенсации субъектам малого предпринимательства расходов на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также в предоставлении льгот учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для малого предпринимательства;
- обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных закупок и заказов. При проведении открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов) на закупку и поставку товаров, работ и услуг для областных государственных нужд одним из условий получения заказа поставщиками устанавливается привлечение ими к выполнению контрактов субъектов малого предпринимательства. При удовлетворении всем условиям проводимых открытых и (или) закрытых торгов (конкурсов) на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд субъекты малого предпринимательства имеют преимущественное право на получение государственных заказов.
1. Администрация области, ее подразделения и органы местного самоуправления:
- разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети техно-парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
- осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействуют их участию в международных выставках и ярмарках;
- разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией;
- обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;
- осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.
2. В целях оказания имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Администрация области:
- организует и проводит целевые торги (конкурсы) на льготных условиях по продаже права аренды нежилых помещений и земельных участков, не завершенных строительством объектов, находящихся в государственной собственности области;
- формирует целевой фонд нежилых помещений.
Порядок предоставления льгот и использования нежилых помещений целевого фонда определяется положениями, утверждаемыми Губернатором области.
3. Формированием и реализацией единой политики в сфере поддержки малого предпринимательства на территории области занимается уполномоченный орган Администрации области, действующий на основании Положения, утверждаемого Губернатором области.
Уполномоченный орган Администрации области в пределах своей компетенции:
- обеспечивает взаимодействие подразделений Администрации области в сфере государственной поддержки малого предпринимательства, их взаимодействие с общественными объединениями и предпринимательскими структурами;
- осуществляет анализ (обобщение), поддержку и защиту интересов субъектов малого предпринимательства;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о поддержке малого предпринимательства;
- проводит анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер его поддержки;
- готовит прогнозы и предложения по приоритетным направлениям и формам поддержки малого предпринимательства;
- готовит для представления на рассмотрение в Законодательное Собрание области предложения по направлениям и формам поддержки малого предпринимательства;
- готовит предложения об использовании средств областного бюджета и специализированных внебюджетных фондов области для поддержки малого предпринимательства и об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот;
- оказывает содействие органам местного самоуправления области в разработке и реализации мер поддержки малого предпринимательства;
- направляет и координирует деятельность специализированных фондов и организаций, формирующих основу инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- принимает меры по разъяснению и популяризации направлений и форм поддержки малого предпринимательства.
1. Государственная поддержка малого предпринимательства в области осуществляется в соответствии с областной государственной Программой поддержки малого предпринимательства, разрабатываемой Администрацией области совместно с государственным Фондом поддержки малого предпринимательства области, с привлечением других заинтересованных лиц и организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.
Государственная Программа поддержки малого предпринимательства в области утверждается Губернатором области.
Финансовое обеспечение государственной Программы поддержки малого предпринимательства в области осуществляется ежегодно за счет средств областного бюджета.
Объём ежегодных бюджетных ассигнований на цели развития и поддержки малого предпринимательства в области должен составлять до 1 процента от доходной части бюджета и указываться в расходной части бюджета отдельной строкой.
2. Государственная Программа поддержки малого предпринимательства области может включать в себя:
- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на областном уровне;
- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры по реализации основных направлений и развитию форм поддержки малого предпринимательства;
- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из областного бюджета на поддержку малого предпринимательства;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства на льготной основе не завершенных строительством и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий государственной собственности области;
- меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости государственной собственности области с учетом вложенных в указанные объекты средств;
- меры по обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в программах по производству и поставке товаров, работ и услуг для нужд области.
3. Органы местного самоуправления могут разрабатывать муниципальные программы поддержки малого предпринимательства, реализующиеся за счет средств местных бюджетов, а также других средств.
4. Реализация отдельных проектов и мероприятий, предусмотренных государственной программой поддержки предпринимательства в области, осуществляется на конкурсной основе в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
5. Общественные объединения, союзы и ассоциации субъектов малого предпринимательства, а также иные заинтересованные организации, в том числе кредитные организации, могут самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями о включении указанных программ, проектов и отдельных мероприятий в региональную и местные программы поддержки малого предпринимательства.
1. Финансовое обеспечение политики области в сфере государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет государственный Фонд поддержки малого предпринимательства области.
Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства области является некоммерческой организацией, создаваемой Администрацией области в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства и иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.
Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства области является юридическим лицом.
3. Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства области освобождается от уплаты налогов и иных обязательных платежей в областной бюджет Законом области "Об областном бюджете".
Доходы, полученные государственным Фондом поддержки малого предпринимательства области, полностью направляются на выполнение уставных задач.
1. В целях обеспечения взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления области, региональных отделений федеральных служб и ведомств, органов государственного контроля, правоохранительных органов, иных организаций, занимающихся поддержкой малого предпринимательства, с субъектами малого предпринимательства и их объединениями при Администрации области и органах местного самоуправления области могут создаваться общественные советы по малому предпринимательству, которые формируются из представителей соответствующих органов и организаций, представителей субъектов малого предпринимательства.
Порядок формирования и деятельности общественных советов по малому предпринимательству, его структура и полномочия определяются Положением, которое утверждается соответственно Губернатором области или органами местного самоуправления.
В задачи общественных советов по малому предпринимательству могут входить:
- разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, области и местного самоуправления по поддержке и развитию малого предпринимательства;
- экспертно-аналитическая деятельность в сфере поддержки малого предпринимательства;
- содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- развитие связи со средствами массовой информации, пропаганда деятельности субъектов малого предпринимательства и организаций, поддерживающих их, формирование позитивного общественного мнения по отношению к малому предпринимательству;
2. Органы государственной власти области, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, действуют в тесном контакте с союзами, ассоциациями и объединениями субъектов малого предпринимательства, общественными и другими организациями, ставящими своей целью создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства.