АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1997 года № 278
О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и в целях создания экономической базы для повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного фонда, качества предоставляемых услуг населению:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997-2003 годы (далее -Программа).
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Администрации области и главам местного самоуправления:
2.1. Принять за основу в работе по дальнейшему совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства на территориях муниципальных образований программу развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на 1997-2003 годы.
2.2. Принять к исполнению выполнение организационных мероприятий по реализации Программы согласно приложению 1 и подготовку нормативно-правовых актов согласно приложению 2.
3. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) принять меры по финансовому обеспечению Программы.
4. Департаменту организационно-правовой и контрольно-кадровой службы (Гришина Т.А.) организовать проведение правовой экспертизы разрабатываемых нормативно-правовых документов в рамках Программы.
5. Первому заместителю Главы Администрации области - вице-губернатору Батыреву А.В. осуществлять координацию действий по реализации Программы.
Губернатор области И.П.Скляров
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Губернатора
Нижегородской области
30.09.97 N 278
П Р О Г Р А М М А Р А З В И Т И Я
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2003 годы
г. Нижний Новгород
1997 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Паспорт программы 1
Общие положения. Цели реформирования жилищно-
коммунального хозяйства 3
Состояние жилищно-коммунального хозяйства.
Региональные особенности реформирования отрасли 3
Основные направления реализации программы 9
Совершенствование управления и развитие
конкурентной среды в системе жилищно-
коммунального хозяйства 9
Реформирование системы финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, оплата
жилья и коммунальных услуг 11
Снижение издержек по содержанию и
ремонту жилья и поставке коммунальных услуг 15
Социальная политика в сфере жилищно-комму-
нального хозяйства 16
Обеспечение государственного регулирования
и контроля 17
Организационное обеспечение реализации
программы 18
Нормативно-правовое обеспечение реализации
программы развития жилищно-коммунального хозяйства 19
Информационное обеспечение программы 19
Приложения:
Приложение 1 - Организационные мероприятия 21
по реализации программы развития жилищно-коммунального
хозяйства Нижегородской области
Приложение 2 - Нормативно-правовое 30
обеспечение программы развития жилищно-коммунального
хозяйства Нижегородской области
Аналитическая записка к программе развития 35
жилищно-коммунального хозяйства в Нижегородской области
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы: Программа развития жилищно-коммунального
хозяйства Нижегородской
области на 1997-2003 годы.
2. Основание для разработки Указ Президента Российской
Федерации от 28.04.97 г. N 425
3. Утверждение программы Постановление Губернатора Администрации
области
4. Цели и задачи программы Обеспечение условий проживания граждан,
отвечающих стандартам качества, снижение
издержек производителей услуг и
тарифов при поддержании стандартов
качества предоставляемых услуг,
усиление социальной защиты в сфере
жилищно-коммунального хозяйства,
смягчение для населения процесса
реформирования системы оплаты
жилья и коммунальных услуг при
переходе отрасли в режим
безубыточного функционирования,
обеспечение государственного контроля
за состоянием жилищного фонда
5. Сроки реализации программы 1997-2003гг.
6. Орган программно-целевого Администрация Нижегородской области
управления:
7. Руководитель программы Вице-губернатор Нижегородской области
8. Исполнители основных Департаменты: строительства и
мероприятий программы жилищно-коммунального хозяйства,
экономики и прогнозирования,
финансов, топливно-энергетического
комплекса, по труду и социальной
защите, государственно-правовой,
по связям с общественностью,
общественными организациями и
средствами массовой информации,
Нижегородское территориальное
управление ГАК России, комитет ценовой
политики, администрации городов
(районов)
9. Затраты на реализацию Определяются ежегодно
программы
10. Экономическая Экономическая и бюджетная
эффективность эффективность рассчитывается поэтапно,
а также за прошедший временной
отрезок как результат принятых к
реализации проектов
11. Организация контроля за Исполнители основных
исполнением программы мероприятий
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
- обеспечение условий проживания граждан, отвечающих стандартам качества;
- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
- совершенствование механизмов финансирования отрасли;
- усиление социальной защиты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли в режим безубыточного функционирования;
- обеспечение государственного контроля за состоянием жилищного фонда.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства области.
Региональные особенности реформирования отрасли.
Население области -3,7 млн.человек проживает в жилищном фонде, который составляет 70,14 млн.кв.м. (1,47 млн.квартир), из них 52,2 млн.кв.м в городской и 17,9 -в сельской местности. В том числе, частный жилфонд -57,4 процента, муниципальный и государственный -30,8 процентов.
Жилищно-коммунальное хозяйство области представляет собой сложный и взаимосвязанный социально-хозяйственный комплекс, деятельность которого в существенной мере формирует жизненную среду человека. На его содержание расходуется ежегодно 16-18 процентов от общих расходов консолидированного бюджета области (в 1996 году на эти цели было направлено 1,44 трл.руб.). Вместе с тем эти средства не обеспечивают нормального развития отрасли, проведения необходимых ремонтов, не дают возможности повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Если в 1992 году было капитально отремонтировано около 120 тыс.кв.м жилья, то в 1996 г. только 25,6 тыс.кв.м. Исполнение бюджета по этой статье расходов не превышает 70 процентов.
Из года в год увеличивается подлежащей сносу ветхий и аварийный жилфонд с износом более 60 процентов. Только за последние 3 года по ветхости выбыло около 116,8 тыс.кв.м. общей площади жилья. На начало 1997 года в области насчитывалось 755,1 тыс.кв.м. такого жилья (1,1 процент от наличия жилищного фонда), в котором проживает более 10 тыс.семей.
Оборудование жилья комплексом коммунальных услуг находится на среднереспубликанском уровне. Так, жилищный фонд оборудован водопроводом на 74 процента, канализацией на 68 процентов, центральным отоплением на 73 процента, горячим водоснабжением на 54 процента, газом на 85 процентов.
Практически весь жилищный фонд области построен без учета должной теплоизоляции в расчете на дешевые энергоносители. Из-за низкой теплозащиты ограждающих конструкций зданий теплопотери превышают допустимые в 3-5 раз.
По причине несовершенства отопительных систем, связанных, в основном, с отсутствием устройств терморегулирования и управления, перерасход тепловой энергии, поступающей к потребителю, составляет 15-20 процентов.
В результате фактический расход тепла значительно (в 1,5 раза) превышает нормативный.
В настоящее время, когда значительно повысилась стоимость энергоресурсов и эксплуатационных затрат, надежность и работоспособность теплоэнергетического комплекса существенно снизились.
Техническое состояние инженерных сетей неудовлетворительное. Процент износа колеблется в пределах от 55 до 63 процентов при протяженности водопроводно-канализационных сетей -14,5 тыс.км, тепловых сетей -4,9 тыс.км. Тридцать процентов от всех сетей требуют замены.
Теплоснабжение на территории области представляет собой, в основном, централизованное производство теплоэнергии и обеспечение потребителей горячей водой от ТЭЦ и котельных, число которых составляет 5 тыс.единиц. Большинство из них включает в свой состав давно снятое с производства и выработавшее свой моторесурс оборудование. Системы теплоснабжения работают по непрерывной схеме, поэтому эксплуатационная гибкость у них ограничена.
Уменьшение спроса на теплоэнергию в промышленности снизило эффективность производства теплоэнергии, особенно газовыми производственно-отопительными котельными мощностью свыше 20 Гкал. Из 5000 котельных лишь 800 работают на природном газе и более 2600 котельных на каменном угле, в т.ч. на юге области более 1000 угольных котельных и около 500 -на правобережье Волги, где в большинстве районов имеется газ. Мазутных котельных в области 400 единиц.
Все вышеперечисленное привело к резкому увеличению затрат на эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, при этом доля расходов на отопление и горячее водоснабжение составляет почти 70 процентов от бюджетного финансирования отрасли.
Существовавшая до реформирования схема управления отраслью совмещала функции государственного управления и хозяйствования (структура ТПО ЖКХ), была предельно централизована.
В силу производственно-технических и технологических особенностей жилищно-коммунального хозяйства большинство предприятий отрасли занимает монопольное положение по предоставлению услуг (энергетические, водоснабжающие предприятия, организации по уборке бытовых отходов и др.). Это проявляется в завышении устанавливаемых цен и тарифов, недостаточно эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов, не заинтересованности их в снижении издержек производства.
Сложившийся механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве деформировал всю систему ее финансирования и в значительной степени обусловил низкий уровень обеспеченности населения услугами жилищно-коммунального хозяйства, нарастающий износ основных фондов, увеличение аварийности.
Развитие конкуренции имеет место лишь в сфере обслуживания жилищного фонда.
Такое положение ухудшило финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства (так, по итогам 1996 года 56,3 процента предприятий ЖКХ являются убыточными). Негативное воздействие на отрасль оказывает необходимость возмещения выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг 43 категориям граждан (за 1996 г. выпадающие доходы составили 59,5 млрд.руб. или 7,1 процента от бюджетных ассигнований).
Кроме того, фактические сборы платежей с населения оказываются значительно ниже ожидаемых по причине задолженности в оплате жилищно-коммунальных услуг. Оставаясь в среднем по области на уровне 30-40 процентов, задолженность в отдельных районах (городах) составляет более 50 процентов.
За последние годы значительно снижены объемы капитальных вложений на развитие жилищно-коммунального хозяйства.
С целью повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений и необходимости решения этого комплекса назревших проблем область приступила к реформированию отрасли.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в области проводится с 1991 года, с начала формирования рынка жилья. В результате осуществления проводимой политики бесплатной приватизации жилья произошли существенные изменения в структуре собственности жилищного фонда. В настоящее время в собственность граждан путем приватизации передано свыше 390 тыс.квартир общей площадью более 14,5 млн.кв.м или 37,5 процентов от всего государственного и муниципального жилищного фонда.
Всего в собственности граждан с учетом частного сектора, жилых помещений, полученных в собственность в результате сделок с недвижимостью и приватизации, находится 57,4 процента жилищного фонда области. В то время как в 1991 году доля частного жилфонда составляла 29 процентов.
Заметно активизировалась работа по реформированию отрасли в конце 1993 года -начале 1994 года с момента выхода постановления Совета Министров -Правительства РФ от 22.09.93 N 935 и завершения формирования в это время необходимого пакета законодательных и нормативно-методических документов, принятых на федеральном и областном уровнях.
На этом этапе акцент был сделан на упорядочении и совершенствовании оплаты жилищно-коммунальных услуг при осуществлении системы мер социальной защиты населения. В соответствии с утвержденной в области программой доля оплаты населением от экономически обоснованных затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства увеличилась с 6 процентов в 1994 году до 30 процентов в 1997 году (в г.Н.Новгороде она сейчас составляет 35 процентов). Максимально допустимая доля расходов граждан в совокупном доходе семьи за это время возросла с 10 до 15 процентов (в г.Н.Новгороде в настоящее время -12,5 процентов).
На территории области введено взимание с граждан, имеющих две и более жилых единицы, платы за вторые квартиры в размере 100 процентов стоимости их содержания, что позволило увеличить доходы эксплуатирующих организаций на 160-180 млн.руб. в месяц.
С августа 1996 года введена дифференцированная система оплаты жилья и отопления в зависимости от занимаемой общей площади. За указанный период экономический эффект от этого составил 2,5-2,6 млрд.руб. ежемесячно. Введена плата за наем жилых помещений, что позволило получать дополнительно в месяц 700-800 млн.руб.
Новая жилищная политика реализуется только одновременно с осуществлением программы социальной защиты семей с низкими доходами: введена система выплаты субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Для проведения этой работы во всех городах и районах области созданы службы жилищных субсидий, кроме того, при администрации г.Н.Новгорода создан отдел жилищных субсидий, контролирующий деятельность районных служб города. На уровне области координацию этой работы и разработку нормативно- методической документации по программе жилищных субсидий осуществляет Администрация области в лице департамента строительства и ЖКХ.
Масштабы оказываемой социальной поддержки с годами возрастают. Если в 1994 году получателями субсидий являлись 2,7 процента семей и на эти цели было израсходовано 0,63 млрд.руб., то за первое полугодие 1997 г. за субсидиями обратились 6,4 процента семей и общая сумма субсидий составила 11,8 млрд руб. Объемы денежных средств, направляемые на субсидии, закладываются в бюджетах отдельной строкой. В г.г. Н.Новгороде и Городце из бюджета выплачиваются субсидии и семьям, проживающим в ведомственном жилищном фонде.
За последние два года в области сложилась неблагоприятная динамика доходов населения, рост оплаты населением жилищно-коммунальных услуг проходил болезненно. Это не дало ощутимых результатов реализации программ реформирования и вызвало необходимость изменения темпов и этапов реформы оплаты жилья и коммунальных услуг.
В целях дополнительной социальной защиты населения в ряде районов области для семей с низкими доходами предусматривается снижение доли семейного бюджета, направляемой на оплату жилищно-коммунальных услуг в зависимости от среднедушевого дохода (от 15 процентов до 10 процентов, 7 процентов и 5 процентов). В соответствии с Законом РФ "О ветеранах" введены льготы по оплате жилья (технического обслуживания) для ветеранов труда (пока еще частично -только для одиноко проживающих пенсионеров). В городах Н.Новгород, Бор и Саров в 1997 году принято решение о введении в действие Закона РФ "О социальной защите инвалидов" в части 50- процентной льготы на жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая массовые задержки выплаты заработной платы работающим на предприятиях (особенно военно-промышленного комплекса) и пенсий, второй год практикуется отсрочка платежей за жилищно-коммунальные услуги с невзиманием пени. Более того, ситуация с падением уровня доходов граждан вынудила Администрацию области не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги с осени 1996 года, что, конечно, привело к существенному увеличению разрыва между фактической себестоимостью жилищно-коммунальных услуг и уровнем их оплаты.
С 1993 года активно ведется приемка ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. За этот период принято 14,6 млн.кв.м, на эксплуатацию этого жилья выделено 113,8 млрд. рублей бюджетных средств. Вместе с тем в собственности государства и акционерных обществ все еще находится 10817 жилых домов, 380 объектов коммунально-бытового назначения, 274 объекта инженерной инфраструктуры.