НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 18.12.96 № 58-З
О статусе депутата представительного
органа местного самоуправления
(с изменениями на 25 марта 2005 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 16.12.2005 № 196-З
__________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 10.02.97 N 62-З;
Законом Нижегородской области от 23.10.2001 N 215-З;
Законом Нижегородской области от 16.04.2002 N 23-З;
Законом Нижегородской области от 20.05.2003 № 35-З
Законом Нижегородской области oт 04.12.2003 № 115-З
Законом Нижегородской области oт 11.06.2004 № 53-З
Законом Нижегородской области от 25.03.2005 № 28-З
-----------------------------------------------------------------------------
Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Депутатом представительного органа местного самоуправления района области, города, поселка, сельсовета (далее - депутат) является избранный населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании представитель населения, проживающего в избирательном округе муниципального образования, уполномоченный осуществлять народовластие в выборном органе местного самоуправления в пределах полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательствами, настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Депутат в течение срока своих полномочий не может замещать государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области, депутатом иных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности, если иное не установлено федеральными законами. (абзац в редакции Закона Нижегородской области oт 04.12.2003 № 115-З - см. предыдущую редакцию).
Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления депутатских полномочий, защита его прав, чести и достоинства.
При осуществлении своих полномочий депутат руководствуется государственными интересами и интересами населения муниципального образования, своей предвыборной программой и убеждениями, строит свою работу на основе Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательств, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.
(статья в редакции Закона Нижегородской области oт 04.12.2003 № 115-З - см. предыдущую редакцию).
1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
а) смерти;
б) отставки по собственному желанию;
в) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
е) выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации;
ж) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
з) отзыва избирателями;
и) нахождения на должности, избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий.
2. Полномочия депутата прекращаются также в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом и уставом муниципального образования.
3. На основании документов, подтверждающих возникновение предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи случаев, представительным органом местного самоуправления принимается постановление о прекращении полномочий депутата. Полномочия депутата прекращаются со дня, определенного документом, подтверждающим возникновение такого случая.
4. Порядок отзыва депутата избирателями устанавливается законом области.
Депутат имеет депутатское удостоверение, которым он пользуется в течение срока своих полномочий.
Удостоверение депутата является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий посещать все органы местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, образованных на территории соответствующего муниципального образования для проведения выборов и референдумов, а также право беспрепятственного посещения предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, независимо от их подчиненности и форм собственности.
Положение об удостоверении депутата, его образец и описание утверждается соответствующим представительным органом местного самоуправления.
По окончании срока полномочий удостоверение депутата должно быть сдано в представительный орган местного самоуправления.
Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от производственной или служебной деятельности.
Депутату, работающему на неосвобожденной основе, для решения вопросов, связанных с депутатской деятельностью в избирательном округе, может предоставляться до трех дней в месяц, которые он либо берет сразу, либо по своему усмотрению распределяет эти дни в течение месяца. Работодатель обязан предоставить депутату отпуск для участия в работе представительного органа местного самоуправления на основании письменного вызова, а для работы в избирательном округе - по письменному уведомлению депутата.
Отпуск депутата для участия в работе представительного органа местного самоуправления, а также для работы в избирательном округе оплачивается из средств местного бюджета в размере среднего заработка, начисляемого в установленном порядке по месту работы, службы депутата по его письменному заявлению.
Депутат поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них обращения, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, ведет прием граждан, изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутат в целях обеспечения прав, свобод, законных интересов избирателей взаимодействует с органами и должностными лицами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, депутатами представительных органов местного самоуправления, Законодательного Собрания Нижегородской области, с общественными объединениями.
Депутат должен соблюдать нормы депутатской этики, установленные Регламентом соответствующего представительного органа местного самоуправления.
Депутат, работающий на постоянной (штатной) основе в представительном органе местного самоуправления, не вправе:
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельностью;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
состоять членом органов управления коммерческой организации, кроме как по поручению представительного органа местного самоуправления в соответствии с законодательством;
участвовать в коммерческой рекламе товаров и услуг предприятий, организаций, распространяемой через средства массовой информации, либо в иной публичной форме;
получать от предприятий, организаций, учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и физических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением депутатских обязанностей.
Формами депутатской деятельности являются:
а) участие в подготовке (индивидуальной или совместно с другими депутатами) материалов для рассмотрения представительным органом местного самоуправления;
б) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;
в) участие в работе соответствующих комитетов (комиссий), членом которых депутат является, согласительных комиссий представительного органа местного самоуправления;
г) участие в работе других комитетов ( комиссий);
д) участие в депутатских слушаниях;
е) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления;
ж) участие в осуществлении контроля за выполнением нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления;
з) обращение с депутатским запросом;
и) работа с избирателями.
Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством.
Депутат обязан участвовать в заседаниях представительного органа местного самоуправления и в работе его комитетов (комиссий).
При невозможности присутствовать на заседании представительного органа местного самоуправления или его комитета (комиссии) по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом руководителя представительного органа местного самоуправления. Депутат своевременно информируется о времени созыва, месте проведения заседаний представительного органа местного самоуправления и его органов, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает заблаговременно все необходимые материалы по данным вопросам.
Порядок извещения депутатов о проведении заседаний представительного органа местного самоуправления и его органов определяется регламентом представительного органа.
Представительный орган местного самоуправления или его комитет (комиссия) на своем заседании вправе заслушать сообщение депутата о выполнении им поручений представительного органа.
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях соответствующего представительного органа местного самоуправления, комитета (комиссии).
Депутат имеет право:
предлагать вопросы для рассмотрения на заседании представительного органа местного самоуправления;
вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить предложения о заслушивании на заседании отчета или информации должностных лиц, подотчетных представительному органу местного самоуправления;
вносить предложения о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению представительного органа местного самоуправления;
ставить вопросы о разработке и принятии новых решений;
вносить на рассмотрение заседания проекты решений;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать им оценку;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
вносить поправки к проектам решений представительного органа местного самоуправления;
оглашать на заседаниях обращения граждан, имеющие общественное значение;
знакомиться с текстами стенограмм и протоколов заседаний.
Депутат, не выступивший на заседании в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается регламентом представительного органа местного самоуправления.
Депутат обязан выполнять поручения представительного органа местного самоуправления, комитета (комиссии), данные ему в пределах их компетенции.
О результатах выполнения поручений депутат информирует соответственно представительный орган, комитет (комиссию), вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.
Депутат (группа депутатов) имеет право на обращение в письменной форме к должностным лицам местного самоуправления, руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления, а также к руководителям расположенных на территории муниципального образования учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью.
Если обращение касается фактов нарушения государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами Конституции Российской Федерации, федерального или областного законодательств, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, либо затрагивают иные вопросы, имеющие общественное значение, то представительный орган признает его особой формой обращения - депутатским запросом и рассматривает на своем заседании.
Орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны предоставить на него ответ в устной (на заседании представительного органа) или письменной форме не позднее чем через две недели со дня его получения или в иной установленный представительным органом срок.