Тарифное регулирование, как инструмент энергосбережения, используется РЭК по принципу сочетания интересов поставщиков и потребителей в снижении удельных расходов топлива и энергии на выработку продукции и оказания услуг и сокращения непроизводительного расхода энергоресурсов.
Стимулирование повышения эффективности использования энергоресурсов осуществляется через понижение (тарифные льготы) и повышение (тарифные санкции) тарифов на отдельные виды энергоносителей.
Размер и срок применения тарифных льгот и санкций для потребителей должны соответствовать эффективности использования потребителем своего потенциала энергосбережения, определяемого контролирующими органами или энергоаудитом, согласно действующим нормативным документам и результатам диагностического обследования.
Тарифные льготы предоставляются отдельным потребителям на срок не более 6 месяцев, после чего органами, контролирующими эффективность использования энергоресурсов, должна быть подтверждена целесообразность продолжения предоставления тарифных льгот.
Тарифные санкции применяются к потребителю без ограничения срока.
Основанием для отмены тарифных санкций может быть только ликвидация причин, повлекших применение санкций. Максимальная кратность повышения тарифов не может быть больше 5.
Разница в оплате по повышенному и основному тарифу перечисляется на счет Фонда ТЭК и направляется, в первую очередь, на ликвидацию причин вызвавших применение тарифных санкций к данному потребителю.
Порядок введения и отмена тарифных льгот и санкций определяется Администрацией области по представлению департамента ТЭК и РЭК.