АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 1996 года № 305
Об утверждении комплексной программы действий по
социальной защите населения Нижегородской области на 1996-1997 гг.
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 31.12.2004 № 305
_________________________________________________________________________
В целях совершенствования работы по социальной поддержке населения:
1. Утвердить Комплексную программу действий по социальной защите населения Нижегородской области на 1996-1997 годы (прилагается).
2. Департаментам по социальной защите, труду и занятости населения (Мохов Б.И.), здравоохранения (Карцевский А.В.), образования и науки (Бармин Н.Ю.), транспорта, дорог и связи (Новикова Г.А.), топливно-энергетического комплекса (Задернюк А.Ф.), финансов (Лунин В.Н.) принять конкретные меры по реализации настоящей программы.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на департамент по социальной защите, труду и занятости населения (Мохов Б.И.).
Губернатор области Б.Е.Немцов
УТВЕРЖДЕНО
постановление
Губернатора области
26.11.96 N 305
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ДЕЙСТВИЙ
по социальной защите населения
Нижегородской области на 1996-1997 годы
Организация системы социальной защиты населения в области базируется на следующих принципах:
- гуманность и милосердие, т.е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
- гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам, при их обращении в органы социальной защиты, за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
- комплексность, т.е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
- адресность и целенаправленность, т.е. оказание поддержки конкретным гражданам, с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
- динамичность, т.е. оперативный пересмотр социальных нормативов и размеров социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного минимума;
- самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ, в сочетании с региональными программами;
- межведомственность, т.е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения, при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.
"Концепцией социальной защиты населения Нижегородской области на период кризисного состояния экономики" в качестве главных целей социальной политики программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие как:
- сохранение минимальных социальных гарантий;
- ослабление социальной напряженности в регионе.
Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными органами управления и субъектами РФ привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.
Основными субъектами социальной защиты населения Нижегородской области являются:
- неработающие получатели пенсий в минимальном размере - 38475 чел.
- одинокие пенсионеры, инвалиды 1 и П групп, - 32550 чел.
одинокие супружеские пары, неспособные к полному само-
обслуживанию
- пенсионеры и инвалиды, больные сахарным диабетом - 20000 чел.
- репрессированные и впоследствие реабилитированные - 4300 чел.
граждане и пострадавшие от политических репрессий
- семьи участников, инвалидов, эвакуированных из зоны
Чернобыля и приравненных к ним - 4500 чел.
- граждане - бывшие малолетние узники концлагерей, - 500 чел.
гетто, лица, принудительно угнанные на работу в Германию
- инвалиды ВОВ - 27333 чел.
- участники ВОВ, всего - 45085 чел.
в том числе:
- участники ВОВ с группой инвалидности от общего - 25336 чел.
заболевания
- женщины - участницы ВОВ и - 11670 чел.
приравненные к ним
- жители блокадного Ленинграда - 794 чел.
- семьи, вдовы и родители погибших военнослужащих - 51000 чел.
умерших УОВ, ИОВ
- труженики тыла - 535491 чел.
- ветераны труда (по состоянию на 15.03.1996 года) - 460000 чел.
- неполные семьи - 177875
- многодетные семьи - 27086
- семьи с детьми-инвалидами - 10300
- дети в возрасте до 17 лет - 862098 чел.
- дети-инвалиды - 10380 чел.
- дети-сироты - 12000 чел.
- беременные женщины - 21869 чел.
- малоимущие граждане - 230000 чел.
Для усиления социальной защищенности различных категорий населения, кроме государственных социальных гарантий материальной поддержки, Нижегородская область, как субъект Российской Федерации осуществляет дополнительные меры их адресной социальной поддержки на основе областных комплексных и целевых программ. В результате выполнения этих программ укреплена и расширена сеть стационарных учреждений, создана инфраструктура перспективных и принципиально новых социальных нестационарных учреждений и служб, позволяющих использовать новые формы социального обслуживания и оказания адресной помощи.
В настоящее время в области в сфере социальной защиты действуют:
- дома-интернаты общего типа - 35
- психоневрологические интернаты - 9
- детские дома-интернаты для детей-инвалидов - 3
- пансионаты и санатории - 4
- профессиональные училища для детей инвалидов - 2
- дома ветеранов
- муниципальные центры социальной поддержки населения - 38
- центры социально-трудовой реабилитации - 3
дезадаптированных граждан
- детские социальные учреждения (всего) - 27
в том числе:
- социально- реабилитационные центры - 10
- социальные приюты - 11
- центры помощи семье и детям - 4
- центры для детей с ограниченными возможностями - 2
- отделения социальной помощи на дому - 293
- отделения срочной социальной помощи населению - 59
- отделения, палаты сестринского ухода - 50
- социальных магазинов - 22
- социальных столовых (в т.ч. на договорной основе) - 4
Настоящая программа состоит из 4 разделов;
1. Совершенствование системы социальной защиты населения.
2. Социально-бытовое обслуживание ветеранов и инвалидов.
3. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов.
4. Семейной политики в Нижегородской области (П этап).
Первый раздел "Совершенствование механизма управления системой социальной защиты населения" предусматривает перечень организационных мер по повышению эффективности использования имеющегося потенциала областной системы, её структурных подразделений и учреждений.
Второй раздел "Социально-бытовое обслуживание ветеранов и инвалидов в основном направлен на реализацию Федеральных Законов 1995 г. "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Третий раздел "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" направлен на создание условий для реализации Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" и в частности на совершенствование медико-социальной экспертизы, укрепление системы социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.
Четвертый раздел " Семейная политика в Нижегородской области" содержит мероприятия по социальной защите различных категорий семей, улучшению положения детей и социальной поддержке женщин в соответствии с Федеральной программой "Дети России".
М Е Р О П Р И Я Т И Я
по совершенствованию областной
системы социальной защиты населения
------------------------------------------------------------------------------------+
N Формы и методы Время Ответственный ¦
социальной защиты исполнения за исполнение ¦
п/п ¦
------------------------------------------------------------------------------------+
1 2 3 4 ¦
-------------------------------------------------------------------------------------
1.1. Внести изменения в структуру областного 1996 г.
управления социальной поддержки населе-
ния, предусмотрев в рамках департамента
самостоятельные структурные подразделе-
ния по работе с ветеранами и инвалидами
1. Совершенствование механизма управления
системой социальной защиты населения
1.2. Подготовить и внести на рассмотрение 1996 г. Управление
руководства области предложения по межве- социальной
домственному взаимодействию и разграниче- поддержки
нию полномочий по вопросам социальной
защиты населения
1.3. Подготовить рекомендации районным Управление
(городским) администрациям по разгра- 1997 г. социальной
ничению предметов ведения между об- поддержки
ластным и местными органами власти в
части социальной защиты населения
1.4. Организовать ведение реестра учрежде- 1996 г. Управление
ний социального обслуживания населе- социальной
ния независимо от форм собственности поддержки
1.5. Продолжить практику комплексного 1996- Управления
изучения организации социальной за- 1997 гг. департамента
щиты населения в районах и городах по занятости
области с последующим рассмотрени- и соц.защите
ем результатов на коллегии департа-
мента
1.6. Создать совет руководителей общест- 1996 г. Управление
венных организаций, действующих в социальной
сфере социальной защиты и заключить с поддержки
ним соглашение о совместном выполнении Ежегодно
областных программ и мероприятий по
социальной защите населения
1.7. Разработать систему критериев оцен- 1996 г. Управление
ки деятельности различных типов учреж- социальной
дений социального обслуживания насе- поддержки
ления
1.8. Создать опорные методические цент- 1 полуг. Управление
ры на базе социальных учреждений 1996 г. социальной
различных типов. поддержки
Разработать положения о методических
центрах
2. Меры по повышению эффективности использования
финансовых средств в сфере социальной защиты
населения
2.1. Систематический контроль за целевым рас- 1996- Управление
ходованием средств выделяемых в районы 1997 гг. социальной
области на реализацию областных программ, поддержки
изучение эффективности их использования
2.2. Проведение систематического анализа 1996- Управление
финансового обеспечения мероприятий, 1997 гг. социальной
программ и учреждений соц.защиты поддержки
2.3. В целях координации действий и более эф- 1996 - Управление
фективного использования средств продол- 1997 гг. социальной
жить практику совместного планирования поддержки
деятельности общественных и благотвори-
тельных организаций,действующих в сфере
социальной защиты населения
2.4. Систематически готовить и направлять 1996 г. Управление
в районы и города области анализ деятель- социальной
ности местных органов соц.защиты по поддержки
привлечению внебюджетных средств
Ввести на территории области государст-
венные минимальные социальные стандар-
ты для определения финансовых нормати-
вов формирования областного и местных
бюджетов
3. Совершенствование кадрового потенциала
областной системы соц.защиты населения :
Подготовка и повышение квалификации
кадров
3.1. Проведение анализа количественного Ежегод- Управление
(укомплектованности) и качественного сос- но социальной
тава кадров системы социальной защиты поддержки
3.2. Заключить соглашение с департаментом 1996 г. Управление
образования и науки по развитию системы соцподдержки,
подготовки и переподготовки кадров для Департамент
органов соц.защиты на базе учебных за- образования и
ведений области науки
3.3. Обеспечить систематическое проведение 1996- Управление
семинаров-совещаний, курсов повыше- 1997 гг. социальной
ния квалификации для различных кате- поддержки
горий работников органов и учреждений
социальной защиты
3.4. Создать научно-практический совет по 1 полуг. Управление
проблемам подготовки и переподготов- 1996 г. социальной
ки кадров и организации социальной поддержки
защиты населения
3.5. Провести экспертизу учебных планов и 1996,
программ учебных заведений, готовящих 1997 гг.
специалистов для социальной защиты
3.6. Провести общую аттестацию работников 1997 г. Управление
областной системы социальной защиты социальной
поддержки
3.7. Ввести в практику обязательную стажи- 1996- Департамент
ровку в управлениях департамента вновь 1997 гг. по социальной защите,
заступивших в должности начальников труду и занятости населения,
районных (городских) управлений администрации
районов
3.8. Обеспечить взаимодействие органов уп- Ежегод- Управление
равления соц.защиты населения и учебных но социальной
заведений в сфере обмена информационно- поддержки
методическими материалами по передовым
достижениям в организации работы в сис-
теме социальной защиты
4. Совершенствование системы информаци-
онного обеспечения деятельности органов
социальной защиты населения области
4.1. Подготовить методические рекомендации 1996 г. Управление труда,
по разработке системы индикаторов в горо- Управление
дах и районах области для прогнозирова- социальной
ния социальных процессов поддержки
4.2. С целью упорядочения сбора отчетнос- 1 полуг. Управление
ти и информации из органов и учрежде- 1996 г соцподдержки
ний социальной защиты районов (горо-
дов) разработать порядок предоставле-
ния информации и единую систему и
формы запрашиваемой статистической
отчетности
4.3. Создать пресс-центр департамента по 1996 г. Департамент
занятости и социальной защите населе- по социальной защите,
ния труду и занятости
населения
4.4. Создать внештатную группу по осу- 1996 г. Управление
ществлению мониторинга социальной
областных и местных печатных органов поддержки
по проблемам социальной защиты
4.5. Ввести в практику систематическое про- П полуг. Управление
ведение тематических встреч 1996 г. социальной
начальников управлений социальной поддержки
защиты с представителями средств мас-
совой информации по вопросам инфор-
мационной деятельности органов соци-
альной защиты
4.6. Организовать выпуск бюллетеня по Управление
вопросам социальной поддержки 1996 г. социальной
поддержки