Настоятельной задачей реформирования экономики области в настоящий период является обеспечение конкурентоспособности предприятий и организаций, как основы стабилизации и последующего экономического роста.
Анализ состояния дел показывает, что недостаточная квалификация персонала на предприятиях различных форм собственности является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ, препятствует выходу предприятий со своей продукцией как на российский, так и на международный рынок. Несмотря на это, основная масса работодателей сегодня не заинтересована в повышении профессиональной квалификации работников.
За период с 1995 по 1998 годы объем всех видов профессионального обучения на производстве снизился в два-три раза. Увеличилась периодичность повышения квалификации всех категорий персонала, которая составляет в настоящее время 7-8 лет у руководителей и специалистов (при нормативе 5 лет), 13-15 лет у рабочих (при нормативе 3 года).
Программы обучения работников на предприятиях упрощены, ориентированы на получение первичной квалификации, практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации. На большинстве предприятий отсутствуют специалисты-организаторы внутрифирменного обучения, получившие специальную подготовку.
Затраты предприятий на обучение кадров составляют в среднем за год 0,5-0,7% от фонда заработной платы, что в 2,5 раза меньше минимально необходимых затрат для простого воспроизводства профессионального потенциала кадров на предприятии. Особенно тяжелая ситуация с кадрами и повышение их квалификации отмечается в сфере агропромышленного комплекса.
В целях развития и рационального использования кадрового потенциала предприятий в 1999-2000 годы, предполагается осуществить следующие меры:
развитие системы подготовки к сертификации персонала на производстве;
приоритетная поддержка предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизация, перепрофилирование} переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
подготовка .и повышение квалификации инструкторско -преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное .обучение кадров непосредственно на производстве;
введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства, обеспечение защиты профессионализма;
создание нормативно-правовой базы развития персонала научно-методического и информационного обеспечения.
Реализация вышеперечисленных мер позволит:
сохранить и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала предприятий и организаций;
создать и улучшить кадровое обеспечение на производстве;
повысить конкурентоспособность работников на рынке труда за счет повышения квалификационных требований и профессионального уровня работников;
предотвратить массовое высвобождение работников организаций и уменьшить безработицу;
снизить социальное напряжение в организациях и нагрузку на свободный рынок труда;
удовлетворить потребность трудящихся в реализации своих навыков, опыта, способностей.
В 1999-2000 годах подготовкой и повышением квалификацией предполагается охватить более 300 тыс. работников, в т.ч. более 1 тыс. чел. из числа руководящих кадров.