ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 1999 года № 124
Об утверждении "Программы содействия развитию персонала
на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года"
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 27 января 2005 года № 1296-III
_____________________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26. 02. 97 N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов". Указа Президента Российской Федерации от 23. 07. 97 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую "Программу содействия развитию персонала на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов области разработать территориальные программы содействия развитию персонала на производстве.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного " Собрания области и департамент по труду и социальной защите населения Администрации области.
Председатель Собрания А.А. Козерадский
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Законодательного Собрания области
от 14 мая 1999 г. №214
ПРОГРАММА
содействия развитию персонала на производстве
Нижегородской области
на 1999 - 2000 годы и до 2005 года
г. Н. Новгород 1999 г.
ПАСПОРТ
Программы содействия развитию персонала на производстве
Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года
Наименование Программы | "Программа содействия развитию персонала на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года" |
Основание для разработки Программы | Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. №774 "0 подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" |
Государственный заказчик | Администрация Нижегородской области. |
Основные разработчики Программы | Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения. Департамент образования и науки. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области. Департамент экономики и прогнозирования. Департамент промышленности. |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | Программа предусматривает: |
Срок реализации Программы | 1999-2005 годы |
Перечень основных мероприятий | Развитие системы подготовки персонала на производстве. Приоритетная поддержка предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизация, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений. Подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве. Материально-техническое обеспечение системы развития персонала. Введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства, обеспечение защиты профессионализма. Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне. Создание нормативной правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения. Создание областной системы резерва управленческих кадров |
Исполнители основных мероприятий | Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения. Департамент образования и науки. Департамент экономики и прогнозирования. Отраслевые департаменты. Ассоциация промышленников и предпринимателей. Руководители предприятий, организаций. Совет директоров учебных заведений повышения квалификации кадров. Нижегородское региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров. Нижегородский региональный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров. |
Объемы и источники финансирования | Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, внебюджетные источники, физические и юридические лица, иностранные инвесторы, гранты. Финансовые затраты на реализацию Программы в 1999-2005 годы за счёт областного бюджета составят 3, 31 млн. рублей (из них 3, 0 млн. рублей на подготовку управленческих кадров по Президентской программе). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит: - создать систему обучения и резерва кадров на производстве, обеспечивающую расширенное воспроизводство трудового потенциала организаций в соответствии с запросами рынка и научно-технического прогресса; имеющую строгую направленность на решение практических задач организаций; связанную с повышением конкурентоспособности российской продукции, повышением безопасности труда; располагающую механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков, на этой основе: - повысить конкурентоспособность товаров и услуг; - снять социальное напряжение в обществе; - увеличить прибыль организаций и отчисления в бюджет; - увеличить бюджетную составляющую, направленную на решение социальных вопросов и инвестиций в производство; - осуществить стажировки руководителей предприятий за рубежом; - создать предпосылки для прямых контактов между предприятиями области и зарубежными партнерами минуя посредников. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения, Нижегородское региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров. Органы местного самоуправления городов и районов области. |
1. Введение
Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области содействия организациям в развитии персонала и реализации кадровой политики в Нижегородской области.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Анализ положения дел показывает, что недостаточная квалификация персонала, в т. ч. управленческого, является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ и создает социальную напряженность в обществе.
За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих и служащих, особенно молодых. Качество персонала организаций не соответствует международным стандартам и квалификационным требованиям, что и делает организации малопривлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.
Критическое положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов большинства организаций. Многим из них не достает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в значительной степени влияет на устойчивость работы организаций.
Анализ показывает, что возможности обучения работающих в короткие сроки в системе профессиональной школы практически отсутствуют. Система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Перестали действовать различные формы дополнительного профессионального образования, включая переподготовку и повышение квалификации.
Необходима разработка и внедрение комплексной и многоуровневой профессиональной подготовки руководителей и специалистов по различным направлениям экономики, права, финансов, новых технологий, менеджмента и маркетинга на положительном отечественном и зарубежном опыте.
Программа содействия развитию персонала на производстве должна обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии с требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций в области развития персонала и ставит своей главной целью рациональное использование профессионального потенциала работников, обеспечение их эффективной деятельности.
Основными целями Программы являются:
обеспечение оживления экономики и ее дальнейшего устойчивого развития на основе организации внутрифирменной подготовки персонала;
создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на рынке труда для их профессионального роста и самореализации на основе повышения мотивации к труду;
повышение профессионализма и компетентности персонала;
разработка и реализация системы развития персонала, отвечающей требованиям организаций, работающих в рыночных условиях;
сохранение в организациях рабочих мест и уменьшение числа безработных на рынке труда.
Для достижения этих целей необходимо:
создание нормативной правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения программ развития персонала;
интеграция интересов органов государственной власти, профсоюзов, работников и работодателей в обеспечении конкурентоспособности организаций на основе высокой квалификации персонала;
организация приоритетной поддержки предприятий, осуществляющих под будущее развитие (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;
создание системы развития персонала, укрепление и переоснащение учебно-производственной базы организаций;
создание областной системы резерва управленческих кадров;
подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;
оздоровление финансового положения системы развития персонала за счет установления соответствующих финансово-экономических норм и привлечения внебюджетных источников финансирования;
введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального уровня, обеспечения защиты профессионализма;
введение системы сертификации персонала на соответствие его квалификационным требованиям.
создание интегрированного (по отраслям экономики) информационного банка данных на специалистов, прошедших переподготовку и стажировки по программам развития и обучения персонала.
4. Система программных мероприятий
Создание экспериментальных областных и отраслевых центров развития персонала.
Разработка методологии и критериев оценки проведения эффективного конкурсного отбора специалистов, рекомендуемых организациями для переподготовки и повышения квалификации.
Оказание поддержки в развитии персонала для наукоемкого производства на базе научно-производственных объединений оборонных отраслей, создание учебных центров по профессиональной подготовке работников на базе наиболее эффективно действующих учреждений профессионального образования; создание "модельных" предприятий; разработка и реализация мер по укреплению учебных баз предприятий, реализация локальных образовательных проектов и др.
Определение потребности производства в обучении персонала, формирование рынка профессий.
Информация о наличии типовых учебных программ подготовки персонала для работы на новых технологических линиях, с новой техникой и машинами.
Разработка требований в подборе преподавательского состава, т. к. ключевую роль в эффективном развитии персонала организаций должны сыграть именно заводские инструкторы и преподаватели, способные соединить знания принципов рыночной экономики с реальными потребностями постоянно меняющегося производства, проявить инновационное методическое мастерство в процессе адаптации работников к новым условиям. В разделе намечены меры по подготовке инструкторско-преподавательского персонала на постоянно действующих специальных семинарах и курсах, в институтах повышения квалификации, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, по стажировке в России и за рубежом и др.
Основными источниками формирования преподавательского состава должны явиться специалисты организаций, преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники отраслевых научных организаций, преподаватели учебных центров и институтов повышения квалификации, выпускники инженерно-педагогических факультетов вузов заочной формы обучения.
Намечено осуществить подготовку базовых преподавателей-мультипликаторов, проведя отработку учебных программ, планов, фактологических материалов и т. п. на реальных условиях функционирования организаций.
Предусмотрена разработка системы стимулов для организаций по развитию персонала, в том числе: введение компенсаций затрат на развитие персонала, системы оплаты труда, учитывающей повышение разряда тарифной ставки (оклада) после обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена, надбавок, доплат и других форм экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе.
Предусматривается введение порядка определения квалификационного уровня работников организаций по профессиям и специальностям государственной системы квалификации через квалификационные экзамены и сертификацию персонала.
Программой намечается разработка механизма организации областных конкурсов "Лучших по профессии" и на лучшую организацию работы с персоналом и др.
Предусматривается создание на областном и региональном уровнях взаимоувязанной системы определения потребности различных секторов экономики в профессионально подготовленном персонале по профессиям и специальностям, объемам, структуре и содержанию их обучения за счет:
изучения рабочих мест в сфере производства товаров и услуг как сквозной системы учета текущих потребностей организаций в персонале;
прогнозирования спроса организаций на рабочую силу в ее профессионально-квалификационном разрезе с учетом их технико-технологического и организационного развития;
изучения приоритетного развития перспективных направлений профессионального образования;
выработки научно-обоснованных рекомендаций для экономического организационного регулирования рынка профессий.
Программой намечена разработка и внедрение нормативных и методических документов, регламентирующих механизм ее реализации и деятельность всех субъектов развития персонала на производстве. Предусматривается разработка учебно-методической продукции, методических пособий, указаний и рекомендаций, современных методических технологий, образовательных стандартов.
Намечено создание системы информационного обеспечения программы развития персонала, проблемно-ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств.
5. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, внебюджетные
источники, физические и юридические лица, иностранные инвесторы, гранты.
Сводная таблица основных мероприятий, источники и объемы финансирования Программы прилагаются. При реализации Программы предусматривается максимальное использование существующих учреждений
профессионального образования всех уровней, действующей управленческой, образовательной и информационной
инфраструктуры, что исключает существенные инвестиции на капитальное строительство учебных объектов и их
оснащение.
6. Механизм реализации Программы
В рамках Программы в течение 1999-2000 годов предусмотрено подготовить нормативную базу развития персонала, научно-методическое и информационное обеспечение.
Реализация Программы осуществляется на принципах приоритетной поддержки организаций, реализующих проекты развития персонала за счет предоставления:
займов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, процентных и беспроцентных, предполагающих предоставление средств на условиях возвратности;
технической помощи в виде книг, учебных пособий, учебного и офисного оборудования и др. как на возмездной, так и безвозмездной основе;
информационной помощи, предоставляющей возможность подключения к банкам данных льготной подписки на профессиональные периодические издания и др.;
участия в Президентской Программе подготовки управленческих кадров;
участия в локальных образовательных проектах.
Преимущественное финансирование осуществляется по тем проектам, которые имеют надежное технико-экономическое обоснование, обеспечивают стратегическое развитие отраслей, в которых заявитель участвует собственными средствами в развитии персонала, проектов с наименьшими сроками окупаемости.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы и контроль за ее ходом осуществляется комитетом по труду департамента по труду и социальной защите населения, Нижегородским региональным отделением Комиссии по подготовке управленческих кадров, органами местного самоуправления городов и районов области.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы
Разработанная Программа соответствует общей стратегии по оздоровлению экономики, основным целям и приоритетам социальной политики области.
В период 1999-2005 годов Программа затронет профессиональные интересы 1248 тыс. чел. (67%) из числа экономически активного населения, в том числе управленческих кадров до 1 тыс. человек.
Реализация Программы позволит:
- сохранить и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала организаций;