Недействующий

          

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ  СОБРАНИЕ  НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 1999 года № 124

Об утверждении "Программы содействия развитию персонала
на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года"

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Законодательного собрания Нижегородской области от 27 января 2005 года № 1296-III
_____________________________________________________________________________

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26. 02. 97 N 222 "О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов". Указа Президента Российской Федерации от 23. 07. 97 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую "Программу содействия развитию персонала на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года".

2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов области разработать территориальные программы содействия развитию персонала на производстве.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного " Собрания области и департамент по труду и социальной защите населения Администрации области.



Председатель Собрания          А.А. Козерадский





УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Законодательного Собрания области
от 14 мая 1999 г. №214





ПРОГРАММА
содействия развитию персонала на производстве
Нижегородской области
на 1999 - 2000 годы и до 2005 года

г. Н. Новгород 1999 г.

ПАСПОРТ
Программы содействия развитию персонала на производстве
Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года

Наименование Программы

"Программа содействия развитию персонала на производстве Нижегородской области на 1999-2000 годы и до 2005 года"

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. №774 "0 подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 26. 02. 97 №222 "0 программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годы" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 24. 01. 98 №74.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. №1164 "0 мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. №774"
Поручение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1997 г. № СО-П12-12685.
Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 17. 12. 97 № 1914-Р "0 Программе содействия развитию персонала на производстве на 1998-2000 годы и до 2005 года".
Распоряжения Губернатора Нижегородской области от 04. 12. 98 №1901-р "0 дальнейшем обучении высшего управленческого персонала предприятий области".
Распоряжения Губернатора Нижегородской области от 15. 12. 98 № 1932-р "0 рабочей группе"

Государственный заказчик

Администрация Нижегородской области.

Основные разработчики Программы

Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения. Департамент образования и науки. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области. Департамент экономики и прогнозирования. Департамент промышленности.

Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Программа предусматривает:
- развитие системы подготовки персонала на производстве в соответствии с целями и задачами структурной перестройки экономики;
 - снижение социальной напряженности в обществе, вызываемой высвобождением работников из организаций;
- сохранение рабочих мест в организациях за счет упреждающей переподготовки работников при реструктуризации производства;
- создание условий для оживления экономики, повышения конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) за счет реализации мер, направленных на сохранение и укрепление кадрового потенциала организаций;
- повышение производительности труда; - реализация программ инновационных преобразований.
- создание областной системы резерва управленческих кадров.

Срок реализации Программы

1999-2005 годы


Перечень основных мероприятий

Развитие системы подготовки персонала на производстве. Приоритетная поддержка предприятий, осуществляющих под будущее развитие производства (модернизация, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений. Подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего профессиональное обучение кадров непосредственно на производстве. Материально-техническое обеспечение системы развития персонала. Введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального мастерства, обеспечение защиты профессионализма. Создание механизма регулирования рынка профессий на региональном уровне. Создание нормативной правовой базы развития персонала, его научно-методического и информационного обеспечения. Создание областной системы резерва управленческих кадров

Исполнители основных мероприятий

Комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения. Департамент образования и науки. Департамент экономики и прогнозирования. Отраслевые департаменты. Ассоциация промышленников и предпринимателей. Руководители предприятий, организаций. Совет директоров учебных заведений повышения квалификации кадров. Нижегородское региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров. Нижегородский региональный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров.

Объемы и источники финансирования

Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, внебюджетные источники, физические и юридические лица, иностранные инвесторы, гранты. Финансовые затраты на реализацию Программы в 1999-2005 годы за счёт областного бюджета составят 3, 31 млн. рублей (из них 3, 0 млн. рублей на подготовку управленческих кадров по Президентской программе).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит: - создать систему обучения и резерва кадров на производстве, обеспечивающую расширенное воспроизводство трудового потенциала организаций в соответствии с запросами рынка и научно-технического прогресса; имеющую строгую направленность на решение практических задач организаций; связанную с повышением конкурентоспособности российской продукции, повышением безопасности труда; располагающую механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков, на этой основе: - повысить конкурентоспособность товаров и услуг; - снять социальное напряжение в обществе; - увеличить прибыль организаций и отчисления в бюджет; - увеличить бюджетную составляющую, направленную на решение социальных вопросов и инвестиций в производство; - осуществить стажировки руководителей предприятий за рубежом; - создать предпосылки для прямых контактов между предприятиями области и зарубежными партнерами минуя посредников.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют комитет по труду департамента по труду и социальной защите населения, Нижегородское региональное отделение Комиссии по организации подготовки управленческих кадров. Органы местного самоуправления городов и районов области.

     
1. Введение

Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области содействия организациям в развитии персонала и реализации кадровой политики в Нижегородской области.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Анализ положения дел показывает, что недостаточная квалификация персонала, в т. ч. управленческого, является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ и создает социальную напряженность в обществе.

За последние годы отмечается существенное снижение профессионально - квалификационного уровня рабочих и служащих, особенно молодых. Качество персонала организаций не соответствует международным стандартам и квалификационным требованиям, что и делает организации малопривлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов.

Критическое положение сложилось в настоящее время с квалификацией руководителей и специалистов большинства организаций. Многим из них не достает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в ситуациях, формируемых рыночной конъюнктурой, что в значительной степени влияет на устойчивость работы организаций.

Анализ показывает, что возможности обучения работающих в короткие сроки в системе профессиональной школы практически отсутствуют. Система подготовки кадров на производстве находится в критическом состоянии. Перестали действовать различные формы дополнительного профессионального образования, включая переподготовку и повышение квалификации.

Необходима разработка и внедрение комплексной и многоуровневой профессиональной подготовки руководителей и специалистов по различным направлениям экономики, права, финансов, новых технологий, менеджмента и маркетинга на положительном отечественном и зарубежном опыте.

Программа содействия развитию персонала на производстве должна обеспечить расширенное качественное воспроизводство трудовых ресурсов в соответствии с требованиями рыночной экономики и перспективами научно-технического прогресса.

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Программа предусматривает разработку и реализацию мер государственной поддержки организаций в области развития персонала и ставит своей главной целью рациональное использование профессионального потенциала работников, обеспечение их эффективной деятельности.

Основными целями Программы являются:

обеспечение оживления экономики и ее дальнейшего устойчивого     развития на     основе организации внутрифирменной подготовки персонала;

создание условий для реализации мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности работников на рынке труда для их профессионального роста и самореализации на основе повышения мотивации к труду;

повышение профессионализма и компетентности персонала;

разработка и реализация системы развития персонала, отвечающей требованиям организаций, работающих в рыночных условиях;

сохранение в организациях рабочих мест и уменьшение числа безработных на рынке труда.

Для достижения этих целей необходимо:

создание нормативной правовой базы, научно-методического и информационного обеспечения программ развития персонала;

интеграция интересов органов государственной власти, профсоюзов, работников и работодателей в обеспечении конкурентоспособности организаций на основе высокой квалификации персонала;

организация приоритетной поддержки предприятий, осуществляющих под будущее развитие (модернизацию, перепрофилирование) переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений;

создание системы развития персонала, укрепление и переоснащение учебно-производственной базы организаций;

создание областной системы резерва управленческих кадров;

подготовка и повышение квалификации инструкторско-преподавательского персонала, осуществляющего развитие и профессиональное обучение персонала непосредственно в организациях;

оздоровление финансового положения системы развития персонала за счет установления соответствующих финансово-экономических норм и привлечения внебюджетных источников финансирования;

введение системы стимулов для работодателей и работников по повышению профессионального уровня, обеспечения защиты профессионализма;

введение системы сертификации персонала на соответствие его квалификационным требованиям.

создание интегрированного (по отраслям экономики) информационного банка данных на специалистов, прошедших переподготовку и стажировки по программам развития и обучения персонала.

4. Система программных мероприятий

Создание экспериментальных областных и отраслевых центров развития персонала.

Разработка методологии и критериев оценки проведения эффективного конкурсного отбора специалистов, рекомендуемых организациями для переподготовки и повышения квалификации.

Оказание поддержки в развитии персонала для наукоемкого производства на базе научно-производственных объединений оборонных отраслей, создание учебных центров по профессиональной подготовке работников на базе наиболее эффективно действующих учреждений профессионального образования; создание "модельных" предприятий; разработка и реализация мер по укреплению учебных баз предприятий, реализация локальных образовательных проектов и др.

Определение потребности производства в обучении персонала, формирование рынка профессий.

Информация о наличии типовых учебных программ подготовки персонала для работы на новых технологических линиях, с новой техникой и машинами.

Разработка требований в подборе преподавательского состава, т. к. ключевую роль в эффективном развитии персонала организаций должны сыграть именно заводские инструкторы и преподаватели, способные соединить знания принципов рыночной экономики с реальными потребностями постоянно меняющегося производства, проявить инновационное методическое мастерство в процессе адаптации работников к новым условиям. В разделе намечены меры по подготовке инструкторско-преподавательского персонала на постоянно действующих специальных семинарах и курсах, в институтах повышения квалификации, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, по стажировке в России и за рубежом и др.

Основными источниками формирования преподавательского состава должны явиться специалисты организаций, преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники отраслевых научных организаций, преподаватели учебных центров и институтов повышения квалификации, выпускники инженерно-педагогических факультетов вузов заочной формы обучения.

Намечено осуществить подготовку базовых преподавателей-мультипликаторов, проведя отработку учебных программ, планов, фактологических материалов и т. п. на реальных условиях функционирования организаций.

Предусмотрена разработка системы стимулов для организаций по развитию персонала, в том числе: введение компенсаций затрат на развитие персонала, системы оплаты труда, учитывающей повышение разряда тарифной ставки (оклада) после обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена, надбавок, доплат и других форм экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе.

Предусматривается введение порядка определения квалификационного уровня работников организаций по профессиям и специальностям государственной системы квалификации через квалификационные экзамены и сертификацию персонала.

Программой намечается разработка механизма организации областных конкурсов "Лучших по профессии" и на лучшую организацию работы с персоналом и др.

Предусматривается создание на областном и региональном уровнях взаимоувязанной системы определения потребности различных секторов экономики в профессионально подготовленном персонале по профессиям и специальностям, объемам, структуре и содержанию их обучения за счет:

изучения рабочих мест в сфере производства товаров и услуг как сквозной системы учета текущих потребностей организаций в персонале;

прогнозирования спроса организаций на рабочую силу в ее профессионально-квалификационном разрезе с учетом их технико-технологического и организационного развития;

изучения приоритетного развития перспективных направлений профессионального образования;

выработки научно-обоснованных рекомендаций для экономического организационного регулирования рынка профессий.

Программой намечена разработка и внедрение нормативных и методических документов, регламентирующих механизм ее реализации и деятельность всех субъектов развития персонала на производстве. Предусматривается разработка учебно-методической продукции, методических пособий, указаний и рекомендаций, современных методических технологий, образовательных стандартов.

Намечено создание системы информационного обеспечения программы развития персонала, проблемно-ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств.

5. Финансовое обеспечение Программы

Источниками финансирования Программы являются средства бюджетов всех уровней, внебюджетные

источники, физические и юридические лица, иностранные инвесторы, гранты.

Сводная таблица основных мероприятий, источники и объемы финансирования Программы прилагаются. При реализации Программы предусматривается максимальное использование существующих учреждений

профессионального образования всех уровней, действующей управленческой, образовательной и информационной

инфраструктуры, что исключает существенные инвестиции на капитальное строительство учебных объектов и их

оснащение.

6. Механизм реализации Программы

В рамках Программы в течение 1999-2000 годов предусмотрено подготовить нормативную базу развития персонала, научно-методическое и информационное обеспечение.

Реализация Программы осуществляется на принципах приоритетной поддержки организаций, реализующих проекты развития персонала за счет предоставления:

займов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, процентных и беспроцентных, предполагающих предоставление средств на условиях возвратности;

технической помощи в виде книг, учебных пособий, учебного и офисного оборудования и др. как на возмездной, так и безвозмездной основе;

информационной помощи, предоставляющей возможность подключения к банкам данных льготной подписки на профессиональные периодические издания и др.;

участия в Президентской Программе подготовки управленческих кадров;

участия в локальных образовательных проектах.

Преимущественное финансирование осуществляется по тем проектам, которые имеют надежное технико-экономическое обоснование, обеспечивают стратегическое развитие отраслей, в которых заявитель участвует собственными средствами в развитии персонала, проектов с наименьшими сроками окупаемости.

7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Управление реализацией Программы и контроль за ее ходом осуществляется комитетом по труду департамента по труду и социальной защите населения, Нижегородским региональным отделением Комиссии по подготовке управленческих кадров, органами местного самоуправления городов и районов области.

8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Программы

Разработанная Программа соответствует общей стратегии по оздоровлению экономики, основным целям и приоритетам социальной политики области.

В период 1999-2005 годов Программа затронет профессиональные интересы 1248 тыс. чел. (67%) из числа экономически активного населения, в том числе управленческих кадров до 1 тыс. человек.

Реализация Программы позволит:

- сохранить и обеспечить воспроизводство профессионального потенциала организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»