+-------------------------+
+-----*-----++-----------++------------++----------+ +-----------+
¦ ¦¦ 4 ¦¦ 5 ¦¦ 6 ¦ ¦ 1 ¦
¦ Информ-ая ¦¦ Генерация¦¦ Принятие ¦¦ Доведение¦ ¦Получение ¦
¦ поддержка ¦¦ вариантов+* решения +* руковод. +---*¦руковод. ¦
¦+---------+¦¦ решения ¦¦ (руковод. ¦¦ док-ов ¦ ¦док-ов ¦
¦¦Сбо𠦦¦ проблемы ¦¦ документ.)¦¦ до ОУ ¦ ¦ ¦
¦¦информ. ¦¦+-----------¦+------------¦+----------¦ +-----------¦
¦¦о руков. ¦¦¦ АС ¦¦ ЛПР ¦¦ КС ¦ ¦ КС ¦
¦¦док-х ¦¦+-----------++------------++----------+ +-----------+
¦+---------¦¦ +--------------------------+с ¦
¦¦ ИнС ¦¦ ¦ Аналитическая поддержка ¦у ¦
¦+---------+¦+--------+ ¦ ¦б о+----*-----+
¦+---------+¦¦ 3 ¦ ¦+-----------+ +----------+¦ъ б¦2 ¦
¦¦ Сбо𠦦¦ Анализ ¦ ¦¦Разработка ¦ ¦ Определ. ¦¦е ъ¦Решение ¦
¦¦информац.¦¦¦ проб- ¦ ¦¦аналитич. ¦ ¦ критер-в ¦¦к е¦проблемы ¦
¦¦ по ¦¦¦ лемы +*-¦¦методов, ¦ ¦ эффект., ¦¦т к¦ ¦
¦¦запросам ¦¦¦ ¦ ¦¦моделей ¦ ¦ упр-я и ¦¦ т¦ ¦
¦¦подр-ий ¦¦¦ ¦ ¦¦и т.п. ¦ ¦ деят-ти ¦¦у ¦ ¦
¦¦ СУ ¦¦+--------¦ ¦+-----------¦ ¦ ОУ ¦¦п у+----------¦
¦+---------¦¦¦ АС ¦ ¦¦ АС ¦ +----------¦¦р п¦ ЛПР ¦
¦¦ ИНС ¦¦+---*----+ ¦+-----------+ ¦ АС ¦¦а р+----------+
¦+---------+¦ ¦ ¦ +----------+¦в а +---*-----+
¦+---------+¦+--------+ +--------------------------+л в ¦3 ¦
¦¦Получе- ¦¦¦ 2 ¦ е л ¦Подгот-ка¦
¦¦ние ¦¦¦ Подбор ¦ ОУ-субъкт управления н е ¦инфор-ции¦
¦¦информ. ¦¦¦ инфор- ¦ СУ-объект управления и н ¦о ходе ¦
¦¦по за- ¦¦¦ мации ¦*-+ЛПР-лицо,принимающее я и ¦решения ¦
¦¦казам ¦+* по ¦ ¦ решения я ¦проблемы ¦
¦¦(попи- ¦¦¦ проб- ¦ ¦АС-аналитическая служба +---------¦
¦¦ска) ¦¦¦ леме ¦ ¦ИнС-информац-ая служба ¦ ИнС ¦
¦+---------¦¦+--------¦ ¦КС-коммуникационная служба +---------+
¦¦ ИнС ¦¦¦ ИнС ¦ ¦СИО-сис-ма информационных ¦
¦+---------+¦+---*----+ +--+ обязательств ¦
¦+---------+¦+--------+ +---------+ +-----------+ +-----*----+
¦¦Получе- ¦¦¦ 1 ¦ ¦ 8 ¦ ¦ 7 ¦ ¦ 4 ¦
¦¦ние ин- ¦¦¦ Форма- ¦ ¦ Текущий ¦ ¦ Прием ¦ ¦ Передача¦
¦¦форма- ¦¦¦ лиза- ¦ ¦ монито- ¦ ¦ информа- ¦ ¦ информа-¦
¦¦ции по ¦¦¦ ция ¦ ¦ ринг ¦ ¦ ции о ¦ ¦ ции о ¦
¦¦ СИО ¦¦¦ проб- ¦*-¦ деят-ти ¦*---¦ ходе ре- ¦*---¦ ходе ре-¦
¦¦ ¦¦¦ лемы ¦ ¦ ОУ ¦ ¦ шения ¦ ¦ шения ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ проблемы¦
¦+---------¦¦+--------¦ +---------¦ +-----------¦ +----------¦
¦¦ ИнС ¦¦¦ АС ¦ ¦ ИнС ¦ ¦ КС ¦ ¦ КС ¦
¦+---------+¦+---*----+ +---------+ +-----------+ +----------+
+-----------+ ¦ Управляющее воздействие
¦ с верхнего уровня
¦
Исходя из указанной этапности процесса принятия управленческого решения и разделения функциональных обязанностей между тремя службами (информационной, коммуникационной, аналитической) субъекта (объекта) управления, целесообразно условно разделить всю стратегию развития информационной системы на три основных направления:
формирование информационных ресурсов;
формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов;
формирование аналитических ресурсов системы.
С точки зрения приложения приведенной схемы к конкретному уровню управления (область, город, район и т.д.), она должна служить эталонной организационной моделью, позволяющей облегчить взаимодействие различных уровней управления за счет четкого функционального разделения полномочий и ответственности внутри каждого уровня и между уровнями. Кроме того, один и тот же орган управления чаще всего выполняет одновременно функции и субъекта и объекта управления.
Описанный процесс позволяет рассматривать аппарат административной организационной структуры и ИС как партнеров, одновременно участвующих в решении задач управления, причем задачи между партнерами могут перераспределяться в зависимости от степени развития ИС.
1.4 Состояние информационной системы органов управления Нижегородской области
1.4.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы
Созданный фрагмент ИС включает в себя коммуникационный узел, который объединяет десять локальных вычислительных сетей различных подразделений органов управления. Интеграция вычислительных средств подразделений позволяет воспользоваться следующими услугами компьютерных сетей:
взаимный доступ внутри комплекса объединенных ЛВС к информационным ресурсам, накапливаемым силами различных подразделений,
прямой доступ всех удаленных абонентов узла к информационным базам данных, хранящимся на центральных компьютерах сети,
электронная почта, позволяющая совершать взаимный обмен сообщениями внутри комплекса объединенных ЛВС, в 20 районах Нижегородской области, в 120 крупных городах по территории всего бывшего СССР и в более чем 200 стран мира, объединенных сетью Internet,
выход через центральные коммуникационные ресурсы к базам данных в сотнях информационных систем всего мира, содержащих научную, фактографическую и коммерческую информацию.
Удаленные абоненты (за пределами комплекса объединенных ЛВС) связаны с коммуникационным узлом Inforis - узлом международного объединения сетей Eunet/Relcom, работающим по технологии Internet. Этот узел является крупнейшим по числу абонентов и объему перерабатываемой информации в регионе.
1.4.2 Информационное наполнение
В настоящее время пользователи системы имеют свободный доступ к многочисленным информационным базам. Описание этих баз данных приведено в отчете о результатах обследования информационных ресурсов и информационных потоков, проведенного летом 1995 года (прилагается). Поставщиками информации в сеть являются в основном областной Комитет государственной статистики, Департамент экономики и прогнозирования, Управление делами, Комитет по ценам, УВД. Законодательное собрание
Из внешних источников на региональном уровне:
Гидрометеоцентр, компания "ИНФОРИС", ЭПИцентр-НН
Из внешних источников на федеральном уровне:
Администрация Президента РФ, Аналитические центры Президента и Правительства около 20 крупнейших информа ционных агентств России.
Технологическую основу системы управления информационными потоками в ИС в настоящий момент составляют программа "1С" и комплекс программ INFOBASE. INFOBASE -это технология, включающая в себя:
базу данных (архитектура "клиент - сервер"), ориентированную на работу с документами различных видов,
сервер доступа из глобальной сети,
совокупность телеконференций с пополнениями баз данных в центральных коммуникационных ресурсах.
Разработана технология поддержания актуальности содержимого базы. Содержимое нескольких информационных баз может редактироваться независимо. При этом обмен между базами позволяет включать в одну из баз обновленную информацию из всех других. Способы информационного обмена могут быть самыми различными - электронная почта, телеконференции глобальных сетей, выделенные телефонные каналы, радиосвязь, система ТВ-ИНФОРМ, обмен на магнитных носителях курьерской почтой.
1.4.3 Аналитическое обеспечение