Недействующий

Об утверждении Программы информатизации органов управления Нижегородской области

Информационная система как средство информационно-аналитической
 поддержки принятия управленческих решений


       +-------------------------+
 +-----*-----++-----------++------------++----------+    +-----------+
 ¦           ¦¦  4        ¦¦   5        ¦¦   6      ¦    ¦   1       ¦
 ¦ Информ-ая ¦¦  Генерация¦¦  Принятие  ¦¦ Доведение¦    ¦Получение  ¦
 ¦ поддержка ¦¦  вариантов+*  решения   +* руковод. +---*¦руковод.   ¦
 ¦+---------+¦¦  решения  ¦¦  (руковод. ¦¦ док-ов   ¦    ¦док-ов     ¦
 ¦¦Сбор     ¦¦¦  проблемы ¦¦  документ.)¦¦ до ОУ    ¦    ¦           ¦
 ¦¦информ.  ¦¦+-----------¦+------------¦+----------¦    +-----------¦
 ¦¦о руков. ¦¦¦    АС     ¦¦    ЛПР     ¦¦   КС     ¦    ¦    КС     ¦
 ¦¦док-х    ¦¦+-----------++------------++----------+    +-----------+
 ¦+---------¦¦            +--------------------------+с        ¦
 ¦¦ ИнС     ¦¦            ¦ Аналитическая поддержка  ¦у        ¦
 ¦+---------+¦+--------+  ¦                          ¦б  о+----*-----+
 ¦+---------+¦¦ 3      ¦  ¦+-----------+ +----------+¦ъ  б¦2         ¦
 ¦¦ Сбор    ¦¦¦ Анализ ¦  ¦¦Разработка ¦ ¦ Определ. ¦¦е  ъ¦Решение   ¦
 ¦¦информац.¦¦¦ проб-  ¦  ¦¦аналитич.  ¦ ¦ критер-в ¦¦к  е¦проблемы  ¦
 ¦¦  по     ¦¦¦ лемы   +*-¦¦методов,   ¦ ¦ эффект., ¦¦т  к¦          ¦
 ¦¦запросам ¦¦¦        ¦  ¦¦моделей    ¦ ¦ упр-я и  ¦¦   т¦          ¦
 ¦¦подр-ий  ¦¦¦        ¦  ¦¦и т.п.     ¦ ¦ деят-ти  ¦¦у   ¦          ¦
 ¦¦  СУ     ¦¦+--------¦  ¦+-----------¦ ¦   ОУ     ¦¦п  у+----------¦
 ¦+---------¦¦¦  АС    ¦  ¦¦   АС      ¦ +----------¦¦р  п¦    ЛПР   ¦
 ¦¦  ИНС    ¦¦+---*----+  ¦+-----------+ ¦   АС     ¦¦а  р+----------+
 ¦+---------+¦    ¦       ¦              +----------+¦в  а +---*-----+
 ¦+---------+¦+--------+  +--------------------------+л  в ¦3        ¦
 ¦¦Получе-  ¦¦¦ 2      ¦                              е  л ¦Подгот-ка¦
 ¦¦ние      ¦¦¦ Подбор ¦   ОУ-субъкт управления       н  е ¦инфор-ции¦
 ¦¦информ.  ¦¦¦ инфор- ¦   СУ-объект управления       и  н ¦о ходе   ¦
 ¦¦по за-   ¦¦¦ мации  ¦*-+ЛПР-лицо,принимающее       я  и ¦решения  ¦
 ¦¦казам    ¦+* по     ¦  ¦    решения                   я ¦проблемы ¦
 ¦¦(попи-   ¦¦¦ проб-  ¦  ¦АС-аналитическая служба         +---------¦
 ¦¦ска)     ¦¦¦ леме   ¦  ¦ИнС-информац-ая служба          ¦  ИнС    ¦
 ¦+---------¦¦+--------¦  ¦КС-коммуникационная служба      +---------+
 ¦¦  ИнС    ¦¦¦  ИнС   ¦  ¦СИО-сис-ма информационных            ¦
 ¦+---------+¦+---*----+  +--+ обязательств                     ¦
 ¦+---------+¦+--------+  +---------+    +-----------+    +-----*----+
 ¦¦Получе-  ¦¦¦ 1      ¦  ¦ 8       ¦    ¦  7        ¦    ¦  4       ¦
 ¦¦ние ин-  ¦¦¦ Форма- ¦  ¦ Текущий ¦    ¦  Прием    ¦    ¦  Передача¦
 ¦¦форма-   ¦¦¦ лиза-  ¦  ¦ монито- ¦    ¦  информа- ¦    ¦  информа-¦
 ¦¦ции по   ¦¦¦ ция    ¦  ¦ ринг    ¦    ¦  ции о    ¦    ¦  ции о   ¦
 ¦¦ СИО     ¦¦¦ проб-  ¦*-¦ деят-ти ¦*---¦  ходе ре- ¦*---¦  ходе ре-¦
 ¦¦         ¦¦¦ лемы   ¦  ¦   ОУ    ¦    ¦  шения    ¦    ¦  шения   ¦
 ¦¦         ¦¦¦        ¦  ¦         ¦    ¦  проблемы ¦    ¦  проблемы¦
 ¦+---------¦¦+--------¦  +---------¦    +-----------¦    +----------¦
 ¦¦  ИнС    ¦¦¦  АС    ¦  ¦   ИнС   ¦    ¦     КС    ¦    ¦     КС   ¦
 ¦+---------+¦+---*----+  +---------+    +-----------+    +----------+
 +-----------+    ¦ Управляющее воздействие
                  ¦ с верхнего уровня
                  ¦

Исходя из указанной этапности процесса принятия управленческого решения и разделения функциональных обязанностей между тремя службами (информационной, коммуникационной, аналитической) субъекта (объекта) управления, целесообразно условно разделить всю стратегию развития информационной системы на три основных направления:

формирование информационных ресурсов;

формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов;

формирование аналитических ресурсов системы.

С точки зрения приложения приведенной схемы к конкретному уровню управления (область, город, район и т.д.), она должна служить эталонной организационной моделью, позволяющей облегчить взаимодействие различных уровней управления за счет четкого функционального разделения полномочий и ответственности внутри каждого уровня и между уровнями. Кроме того, один и тот же орган управления чаще всего выполняет одновременно функции и субъекта и объекта управления.

Описанный процесс позволяет рассматривать аппарат административной организационной структуры и ИС как партнеров, одновременно участвующих в решении задач управления, причем задачи между партнерами могут перераспределяться в зависимости от степени развития ИС.

    

1.4 Состояние информационной системы органов управления Нижегородской области

1.4.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы

Созданный фрагмент ИС включает в себя коммуникационный узел, который объединяет десять локальных вычислительных сетей различных подразделений органов управления. Интеграция вычислительных средств подразделений позволяет воспользоваться следующими услугами компьютерных сетей:

взаимный доступ внутри комплекса объединенных ЛВС к информационным ресурсам, накапливаемым силами различных подразделений,

прямой доступ всех удаленных абонентов узла к информационным базам данных, хранящимся на центральных компьютерах сети,

электронная почта, позволяющая совершать взаимный обмен сообщениями внутри комплекса объединенных ЛВС, в 20 районах Нижегородской области, в 120 крупных городах по территории всего бывшего СССР и в более чем 200 стран мира, объединенных сетью Internet,

выход через центральные коммуникационные ресурсы к базам данных в сотнях информационных систем всего мира, содержащих научную, фактографическую и коммерческую информацию.

Удаленные абоненты (за пределами комплекса объединенных ЛВС) связаны с коммуникационным узлом Inforis - узлом международного объединения сетей Eunet/Relcom, работающим по технологии Internet. Этот узел является крупнейшим по числу абонентов и объему перерабатываемой информации в регионе.

1.4.2 Информационное наполнение

В настоящее время пользователи системы имеют свободный доступ к многочисленным информационным базам. Описание этих баз данных приведено в отчете о результатах обследования информационных ресурсов и информационных потоков, проведенного летом 1995 года (прилагается). Поставщиками информации в сеть являются в основном областной Комитет государственной статистики, Департамент экономики и прогнозирования, Управление делами, Комитет по ценам, УВД. Законодательное собрание

Из внешних источников на региональном уровне:

  Гидрометеоцентр, компания "ИНФОРИС", ЭПИцентр-НН

Из внешних источников на федеральном уровне:

  Администрация Президента РФ, Аналитические центры Президента и Правительства около 20 крупнейших информа ционных агентств России.

Технологическую основу системы управления информационными потоками в ИС в настоящий момент составляют программа "1С" и комплекс программ INFOBASE. INFOBASE -это технология, включающая в себя:

базу данных (архитектура "клиент - сервер"), ориентированную на работу с документами различных видов,

сервер доступа из глобальной сети,

совокупность телеконференций с пополнениями баз данных в центральных коммуникационных ресурсах.

Разработана технология поддержания актуальности содержимого базы. Содержимое нескольких информационных баз может редактироваться независимо. При этом обмен между базами позволяет включать в одну из баз обновленную информацию из всех других. Способы информационного обмена могут быть самыми различными - электронная почта, телеконференции глобальных сетей, выделенные телефонные каналы, радиосвязь, система ТВ-ИНФОРМ, обмен на магнитных носителях курьерской почтой.

1.4.3 Аналитическое обеспечение