АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 1996 года № 82
Об утверждении Программы информатизации
органов управления Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 29 мая 2009 года № 331
__________________________________________________________________________
Во исполнение распоряжения Губернатора от 30.05.95 N 663-р "Об информатизации органов управления Нижегородской области", в целях создания информационной инфраструктуры социально-экономического развития Нижегородской области, повышения качества информационного обеспечения управления социально-экономическими процессами в области:
1. Утвердить прилагаемую Программу информатизации органов управления Нижегородской области.
2. В соответствии со структурой Программы возложить ответственность по реализации ее разделов на:
Нижегородский областной комитет государственной статистики (Голубцов А.Н.) - формирование информационных ресурсов;
управление делами (Усков В.Ф.) - формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов.
Для координации работ по реализации Программы создать рабочую группу в составе: Голубцов А.Н., Теодорович М.Л., Усков В.Ф.
3. Направить на рассмотрение в структурные подразделения Администрации Нижегородской области проекты:
- Положения об информационных ресурсах органов управления Нижегородской области (приложение 1);
- системы социально-экономических показателей, комплексно характеризующих проблемы развития экономики районов и области в целом (приложение 2).
Научно-методологическому совету при Нижегородском областном комитете государственной статистики (Голубцов А.Н.) обобщить результаты рассмотрения и представить на утверждение Губернатору в срок до 20.04.96 их окончательную редакцию.
4. Принять к сведению структуру информационных ресурсов и информационных потоков в органах управления Нижегородской области (приложение 3).
5. Комитету по управлению государственным имуществом области (Антюганов С.В.) совместно с рабочей группой в месячный срок представить Губернатору предложения по правам собственности на результаты работ по информатизации органов управления.
6. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) предусмотреть финансирование работ по реализации программы в проекте бюджета области на 1996/1997 годы в размере 8,6 млрд.рублей.
7. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Губернатор области Б.Е. Немцов
УТВЕРЖДЕНО
постановление Губернатора Нижегородской
области
от 11.03.96 N 82
1. ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Основания для разработки программы информатизации органов
управления 3
1.2 Цель разработки и реализации программы 3
1.3 Информатизация органов управления - как основа информатизации
региона в целом 3
1.3.1 Обоснование выбора 3
1.3.2 Информационная система - как инструмент принятия
управленческих решений 4
1.4 Состояние информационной системы органов управления
Нижегородской области 5
1.4.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы 5
1.4.2 Информационное наполнение 6
1.4.3 Аналитическое обеспечение 7
1.5 Проблемы развития 7
1.5.1 Коммуникационные и вычислительные ресурсы 7
1.5.2 Информационное обеспечение 8
1.5.3 Аналитическое обеспечение 8
1.6 Пути решения 8
1.6.1 Общесистемный подход 8
1.6.2 Коммуникационные и вычислительные ресурсы 8
1.6.3 Информационное обеспечение 9
1.6.4 Аналитическое обеспечение 9
2. ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ 10
3. СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ПРОГРАММЫ 11
3.1 Формирование информационных ресурсов 11
3.1.1 Интеграция в общую систему имеющихся в органах управления
проблемно-ориентированных баз данных 11
3.1.2 Создание системного проекта интегрированных баз данных. 11
3.1.3 Разработка программного обеспечения для интегрированных
баз данных 12
3.1.4 Организация и ведение интегрированных баз данных 13
3.2 Формирование коммуникационных и вычислительных ресурсов 13
3.2.1 Развитие центральной вычислительной сети (ВС) 13
3.2.2 Модернизация вычислительных ресурсов НОКГС 14
3.2.3 Создание транспортной компоненты и развитие
вычислительных ресурсов 14
3.2.4 Организация доступа к центральным и специализированным
базам данных 16
3.3 Формирование аналитических ресурсов 18
3.3.1 Разработка функциональной схемы и принципов системы
социально-экономического управления регионом 18
3.3.2 Создание системного проекта и макета аналитической
подсистемы поддержки принятия управленческих решений 18
4. ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ НА 1996-1997 ГОДЫ 19
5. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 20
1.1 Основания для разработки программы информатизации органов управления
Основаниями для разработки программы информатизации органов управления являются распоряжения Губернатора Нижегородской области от 27.02.95 N 241-р "Об утверждении концепции информационной системы органов управления Нижегородской области" и от 30.05.95 N 663-р "Об информатизации органов управления Нижегородской области".
В концепции были определены основные принципы создания, развития и функционирования информационной системы органов управления Нижегородской области. На основании этого департаменту экономики и прогнозирования, управлению делами администрации Нижегородской области совместно с Нижегородским областным комитетом государственной статистики и Нижегородским региональным фондом информатизации было поручено подготовить комплексную Программу работ по информатизации органов управления Нижегородской области.
1.2 Цель разработки и реализации программы
Целью разработки и реализации программы информатизации органов управления является:
создание единого информационного пространства органов управления Нижегородской области для обеспечения оперативного и эффективного управления социально-экономическими процессами;
создание единой системы ведения региональных и территориальных кадастров, регистров, реестров;
формирование программно-технической и информационно-аналитической среды, обеспечивающей органы управления всех уровней информацией, необходимой для обоснованного принятия решений;
создание районных "опорных зон" информатизации, отработка в них типовых проектов информационных технологий для широкого их распространения, в том числе для ведения территориальных кадастров (регистров, реестров) и тематических информационных систем.
1.3 Информатизация органов управления - как основа информатизации региона в целом
1.3.1 Обоснование выбора
Развитие инфраструктуры информатизации в регионе предполагает наличие достаточно заинтересованных и активных участников этого процесса, которые:
имеют развитые информационные потребности, от полноты удовлетворения которых зависит эффективность их деятельности в целом;
имеют развитую по региону в количественном и качественном отношении организационную инфраструктуру, с определенной законодательством или иным образом степенью взаимодействия и субординации;
оснащены в достаточной для начального этапа развития степени персоналом, средствами вычислительной техники, коммуникациями и имеют опыт их применения;
в состоянии спрогнозировать развитие своих потребностей и проводить долгосрочное планирование своей деятельности;
сами являются собственниками общезначимых информационных ресурсов;
имеют возможность обеспечить необходимое финансирование работ по информатизации;
в состоянии обеспечить контроль за ходом работ по информатизации в масштабах региона и за эффективностью использования затрачиваемых на это средств;
в максимальной степени заинтересованы в комплексном развитии региона, его экономики и социальной сферы, в открытом для внешних пользователей характере информационной системы.
В наибольшей степени этому комплексу требований отвечает совокупность органов управления регионом и НОКГС. В совокупность органов управления регионом входят Администрации различных уровней и органы государственной власти Российской Федерации на территории Нижегородской области которые к тому же являются и самыми крупными производителями общественно-значимой информации.
Расширение функций местных органов власти, повышение их роли в социально-экономическом регулировании требует соответствующих инструментов системного анализа и прогнозирования происходящих в регионе социально-экономических процессов, основанных на современных средствах информатики - банках данных, компьютерных системах поддержки процедур планирования и управления.
В концепции информационной системы органов управления Нижегородской области и в реализованном на настоящий момент фрагменте заложены принципы ее формирования и развития, которые необходимы для того, чтобы она могла стать основой информационной системы региона в целом.
Создание системы доступа к информационным ресурсам органов управления Нижегородской области необходимо для реализации прав и свобод граждан в области информации декларированных в "Законе об информации, информатизации и защите информации".
Таким образом, исходя из объективно сложившихся условий, естественно считать первым этапом информатизации региона в целом информатизацию органов управления НОКГС, то есть, создание единого информационного пространства взаимодействия органов управления Нижегородской области с правом доступа внешних пользователей на компенсационной основе.
1.3.2 Информационная система - как инструмент принятия управленческих решений
Исходя из того, что основой информационной системы региона должна послужить информационная система органов управления Нижегородской области, необходимо рассмотреть базовые технологии и организационные модели этих органов, которые в свою очередь могут быть достаточно просто адаптированы для более общих случаев применения, в том числе в технологических и производственных системах, в системах управления сельским хозяйством, учреждениями и организациями различных форм собственности. При принятии управленческих решений центральным звеном переработки информации является лицо, принимающее решение (ЛПР). За один цикл выработки и реализации управленческого решения информационная система (далее ИС) выполняет следующие основные функции:
1. Информационную, в которой ИС реализует функции сбора, агрегатирования и представления первичной информации,
2. Консультационно-экспертную, в которой ИС решает задачи обработки первичной информации в рамках справочно-аналитических и экспертных систем,
3. Управляющую и транспортную, в которой ИС решает задачу оперативного доведения управленческих решений до исполнителей,
4. Контрольную, которая позволяет оценить эффективность принимаемых решений и обеспечивает контроль за ходом их выполнения.
На рис. 1 представлена функциональная схема, представляющая последовательность фаз решения задач управления с применением ИС.
+-------------------------+
+-----*-----++-----------++------------++----------+ +-----------+
¦ ¦¦ 4 ¦¦ 5 ¦¦ 6 ¦ ¦ 1 ¦
¦ Информ-ая ¦¦ Генерация¦¦ Принятие ¦¦ Доведение¦ ¦Получение ¦
¦ поддержка ¦¦ вариантов+* решения +* руковод. +---*¦руковод. ¦
¦+---------+¦¦ решения ¦¦ (руковод. ¦¦ док-ов ¦ ¦док-ов ¦
¦¦Сбо𠦦¦ проблемы ¦¦ документ.)¦¦ до ОУ ¦ ¦ ¦
¦¦информ. ¦¦+-----------¦+------------¦+----------¦ +-----------¦
¦¦о руков. ¦¦¦ АС ¦¦ ЛПР ¦¦ КС ¦ ¦ КС ¦
¦¦док-х ¦¦+-----------++------------++----------+ +-----------+
¦+---------¦¦ +--------------------------+с ¦
¦¦ ИнС ¦¦ ¦ Аналитическая поддержка ¦у ¦
¦+---------+¦+--------+ ¦ ¦б о+----*-----+
¦+---------+¦¦ 3 ¦ ¦+-----------+ +----------+¦ъ б¦2 ¦
¦¦ Сбо𠦦¦ Анализ ¦ ¦¦Разработка ¦ ¦ Определ. ¦¦е ъ¦Решение ¦
¦¦информац.¦¦¦ проб- ¦ ¦¦аналитич. ¦ ¦ критер-в ¦¦к е¦проблемы ¦
¦¦ по ¦¦¦ лемы +*-¦¦методов, ¦ ¦ эффект., ¦¦т к¦ ¦
¦¦запросам ¦¦¦ ¦ ¦¦моделей ¦ ¦ упр-я и ¦¦ т¦ ¦
¦¦подр-ий ¦¦¦ ¦ ¦¦и т.п. ¦ ¦ деят-ти ¦¦у ¦ ¦
¦¦ СУ ¦¦+--------¦ ¦+-----------¦ ¦ ОУ ¦¦п у+----------¦
¦+---------¦¦¦ АС ¦ ¦¦ АС ¦ +----------¦¦р п¦ ЛПР ¦
¦¦ ИНС ¦¦+---*----+ ¦+-----------+ ¦ АС ¦¦а р+----------+
¦+---------+¦ ¦ ¦ +----------+¦в а +---*-----+
¦+---------+¦+--------+ +--------------------------+л в ¦3 ¦
¦¦Получе- ¦¦¦ 2 ¦ е л ¦Подгот-ка¦
¦¦ние ¦¦¦ Подбор ¦ ОУ-субъкт управления н е ¦инфор-ции¦
¦¦информ. ¦¦¦ инфор- ¦ СУ-объект управления и н ¦о ходе ¦
¦¦по за- ¦¦¦ мации ¦*-+ЛПР-лицо,принимающее я и ¦решения ¦
¦¦казам ¦+* по ¦ ¦ решения я ¦проблемы ¦
¦¦(попи- ¦¦¦ проб- ¦ ¦АС-аналитическая служба +---------¦
¦¦ска) ¦¦¦ леме ¦ ¦ИнС-информац-ая служба ¦ ИнС ¦
¦+---------¦¦+--------¦ ¦КС-коммуникационная служба +---------+
¦¦ ИнС ¦¦¦ ИнС ¦ ¦СИО-сис-ма информационных ¦
¦+---------+¦+---*----+ +--+ обязательств ¦
¦+---------+¦+--------+ +---------+ +-----------+ +-----*----+
¦¦Получе- ¦¦¦ 1 ¦ ¦ 8 ¦ ¦ 7 ¦ ¦ 4 ¦
¦¦ние ин- ¦¦¦ Форма- ¦ ¦ Текущий ¦ ¦ Прием ¦ ¦ Передача¦
¦¦форма- ¦¦¦ лиза- ¦ ¦ монито- ¦ ¦ информа- ¦ ¦ информа-¦
¦¦ции по ¦¦¦ ция ¦ ¦ ринг ¦ ¦ ции о ¦ ¦ ции о ¦
¦¦ СИО ¦¦¦ проб- ¦*-¦ деят-ти ¦*---¦ ходе ре- ¦*---¦ ходе ре-¦
¦¦ ¦¦¦ лемы ¦ ¦ ОУ ¦ ¦ шения ¦ ¦ шения ¦
¦¦ ¦¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ проблемы¦
¦+---------¦¦+--------¦ +---------¦ +-----------¦ +----------¦
¦¦ ИнС ¦¦¦ АС ¦ ¦ ИнС ¦ ¦ КС ¦ ¦ КС ¦
¦+---------+¦+---*----+ +---------+ +-----------+ +----------+
+-----------+ ¦ Управляющее воздействие
¦ с верхнего уровня
¦
Исходя из указанной этапности процесса принятия управленческого решения и разделения функциональных обязанностей между тремя службами (информационной, коммуникационной, аналитической) субъекта (объекта) управления, целесообразно условно разделить всю стратегию развития информационной системы на три основных направления:
формирование информационных ресурсов;