Уровень затрат важнейших видов сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России значительно превосходят аналогичные показатели в развитых зарубежных странах. Это свидетельствует о значительных резервах экономии энергоресурсов в России, масштабы которых оцениваются примерно в 40-50% от уровня потребляемых ТЭР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 №5 "О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 году за счет средств федерального бюджета" введено лимитированное потребление энергоносителей.
Лимиты потребления тепловой и электрической энергии для 4,5 тысяч образовательных учреждений, подведомственных Минобразования России, в натуральном выражении составили около 60% (1800 млн.квт.ч.) по электроэнергии и около 30% по теплу (5800 тыс.Гкал) от реальной потребности.
Дефицит ТЭР для образовательных учреждений определяется одновременным действием ряда факторов, в том числе:
- введение лимитов на потребление газа, тепловой и электрической энергии привели к возрастающей задолженности по коммунальным расходам;
- отсутствие научно и практически обоснованных показателей по потреблению ТЭР, которые могли бы стать основанием для определения лимитов;
- недостаточная работа в образовательных учреждениях по повышению эффективности использования энергоресурсов.
В особо тяжелом положении оказались учреждения начального профессионального образования, многие из которых расположены в небольших районных центрах, рабочих поселках и в сельской местности и снабжаются теплом, как правило, от собственных или немуниципальных котельных. Отключение учебных заведений из-за задолженности за теплоносители приводит к размораживанию отопительных систем и новым еще большим затратам.
Учитывая сложившуюся ситуацию, принимаемые Правительством Российской Федерации меры и в целях недопущения роста социальной напряженности Администрация области и Минобразования России принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов в подведомственных учебных заведениях.