АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 1994 года № 1000-р
О Программе приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области на 1994-1995 годы
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения правительства Нижегородской области от 19.03.2004 № 125-р
_______________________________________________________________________________
1. Программу приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области на 1994-1995 годы утвердить (прилагается).
2. Возложить руководство и координацию за работой по ее реализации на департамент сельского хозяйства и земельной реформы (Сметов Б.В.).
3. Департаменту финансов (Лунин В.Н.) осуществить бюджетное финансирование Программы в объеме 8 млрд.546 млн.рублей в том числе:
3.1. За счет средств, предусмотренных в бюджетной системе области на 1994 год:
3.1.1. Льготное кредитование реформированных сельхозпредприятий - 6,5 млрд.рублей.
3.1.2. На реформирование 4 хозяйств - 46 млн.рублей (в соответствии с распоряжением губернатора от 15.03.94 N 330-р).
3.2. За счет средств федерального бюджета, выделенных области по постановлению Правительства РФ от 15.04.94 N 324, - 2 млрд.рублей.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора, директора департамента сельского хозяйства и земельной реформы Сметов Б.В.
Губернатор области Б.Е.Немцов
УТВЕРЖДЕНО
Распоряжение губернатора
Нижегородской области
от 21.07.94 N 1000-р
П Р О Г Р А М М А
ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЛИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ на 1994-1995 годы
1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Генеральной целью данной программы является формирование в Нижегородской области слоя сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих отношения собственности, адекватные условиям развитого рынка, и обеспечение реформирования взаимодействующих с ними предприятий и учреждений агропромышленного комплекса (АПК) области при соблюдении мер социальной защиты сельского населения во имя коренного повышения эффективности деятельности этих товаропроизводителей.
Базой для реализации программы являются сельские хозяйства, желающие и способные осуществить реформирование своих производственных отношений, а также малые предприятия переработки и хранения сельхозпродукции, торгово-посреднические и другие предприятия АПК.
2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Реорганизация сельхозпредприятий проводится во исполнение Указов Президента РФ от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также Постановления Правительства РФ от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
В Нижегородской области естественно сложилась ситуация, в которой реорганизация сельхозпредприятий реально происходит в две фазы:
- в 1992 году завершена передача земли в коллективно-долевую или общую совместную собственность сльхозпроизводителей. При этом на базе совхозов и колхозов были образованы 7 акционерных обществ открытого типа, 353 товарищества и акционерных общества закрытого типа, 4 сельскохозяйственных кооператива, выделилось 829 крестьянских (фермерских) хозяйств. Статус колхозов сохранили 239 хозяйств. Однако документальное оформление имущественных и земельных паев не завершено;
- в 1993 году началось глубокое реформирование отношений собственности в сельхозпредприятиях области.
На примере 5-ти хозяйств (0.7% всех хозяйств) специалистами Международной финансовой корпорации, Аграрного института России и АПК области при содействии экономического совета Нижегородского областного Совета народных депутатов отработана методология реформирования и создан в рамках действовавшего законодательства пакет документов, регламентирующих реорганизацию приемлемым для крестьян способом. Пакет документов утвержден решениями Нижегородского областного Совета N 191-м от 15.06.93, N 300-м от 21.09.93, N 344-м от 02.11.93, а также распоряжением губернатора N 1479-р от 25.10.93.
В обеспечение развития данных реформ принято постановление Правительства Российской Федерации "О практике аграрных преобразований в Нижегородской области" от 15.04.94 N 324.
На этой правовой и методологической основе данной Программой предусматривается в 1994-1996 годах реорганизация 40 хозяйств (5% всех хозяйств) разных уровней эффективности и направлений деятельности, включая несостоятельные хозяйства. Программой также предусматривается решение вопросов обеспечения деятельности хозяйств, возникающих в результате реформирования. Распределение работ между основными исполнителями определены распоряжением губернатора от 05.05.94 N 603-р.
По результатам реализации данной Программы, ориентировочно с 1996 г. планируются широкомасштабные действия по реорганизации остальных хозяйств и развитию необходимой им обслуживающей инфраструктуры, с проведением комплекса мер социальной адаптации жителей села к имущественному расслоению крестьянства.
3. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Возникшие в результате такой реорганизации сельскохозяйственные предприятия нового типа нуждаются в новой системе обеспечения их деятельности. В частности необходимо разветвленные системы: кредитно-финансовых учреждений; ветеринарных, агрохимических и иных служб технологического обеспечения сельхозпроизводства; закупки, хранения, переработки и реализации сельхозпродуктов; учреждений правовой и экономической помощи.
Кроме этого, в условиях сегодняшнего кризиса, реорганизация действующих хозяйств может не привести к значительному повышению эффективности сельхозпроизводства, если при этом не будут обеспечены необходимые условия:
- паритет цен на продукцию города и села;
- налогообложение хозяйств, возникающих в ходе реорганизации, соразмерно налогообложению действующих хозяйств;
- наличие инфраструктуры рыночного сельхозпроизводства;
- частичная защита от иностранного рынка сельхозпродукции России.
Полноценное обеспечение этих условий выходит за рамки возможностей органов власти области и местного самоуправления.
В связи с тем, что достижение целей данной Программы во многом обусловлено вышеуказанными внешними условиями, она является составной частью общей программы реформирования и поддержки АПК Нижегородской области. Соответственно предусматривается проведение работ по данной Программе во взаимоувязке с другими программами и планами работ по АПК, из которых для данной Программы наиболее важными являются:
- принятие сельскими районными администрациями на их баланс или на финансирование социальной инфраструктуры реорганизуемых хозяйств с соответствующим учетом этих затрат в консолидированном бюджете области;
- мониторинг земель и бюджетное финансирование работ по сохранению и повышению плодородия сельхозугодий;
- финансовая поддержка производственным структурам, образованным в результате реформирования сельхозпроизводителей в соответствии с данной программой;
- материальная поддержка элитного семеноводства и племенного дела;
- содействие повышению конкурентоспособности сельхозпродукции области по отношению к продукции иных регионов;
- материальная поддержка развития предприятий переработки, хранения и реализации сельхозпродукции и др.
Кроме того, наиболее важные задачи, сопутствующие процессу приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий, введены в данную Программу в качестве составных ее частей.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
---------------------------------------------------------------------
N Содержание работ Сроки Стоимость
(млн.руб.)
пп ----------------
Всего на 1994 г.
---------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5
---------------------------------------------------------------------
Подготовительные работы
1. Проведение семинаров в районах 06.94-12.94 12,0 12,0
области по разъяснению целей,
основ и обеспечения реформ (12
семинаров по два дня)
2. Обучение районных руководителе 06.94-10.94 60,0 60,0
и специалистов правовым и
экономическим основам реформирования
сельхозпредприятий и методологии
действий (в Федеральном учебном
центре агропромышленного
предпринимательства с отрывом от
производства) и их аттестация
(4 курса интенсивной подготовки по
12 дней)
3. Анализ эффективности возможных видов 04.94-12.94 * *
сельхозпроизводства в Нижегородской
области и организация консультирования
реорганизуемых хозяйств по выбору
наиболее предпочтимых для них видов
деятельности (привлекаемые специалисты
Нижегородского сельхозинститута и
зарубежные консультанты)
Работы по реорганизации хозяйств
4. Доработка имеющейся методологии 03.94-09.94 26,0 26,0
реорганизации с целью применения
к несостоятельным сельско-
хозяйственным предприятиям
5. Проведение работ по реформированию 03.94-12.94
предприятий с оформлением новых
хозяйств, в т.ч.
- землеустроительных работ 05.94-10.94 555,0 555,0
- научно-методологической помощи 05.94-12.94 200,0 120,0
сторонних организаций и специалистов
- оформление документов по 06.94-06.95 40,0 16,0
перераспределению имущества и земли,
по созданию новых хозяйств
- обучение руководителей и 05.94-03.95 40,0 24,0
специалистов этих хозяйствах
методологии реформирования (17
семинаров в 3-4 этапа с
продолжительностью этапов по 2-3 дня)
6. Разработка методологии реорганизации 08.94-12.94 14,0 14,0
производственных отношений в крупных
сельскохозяйственных предприятиях
путем формирования самостоятельных
арендных предприятий с перспективой
образования финансово-промышленных
групп сельскохозяйственного профиля
(работа возможна на конкурсной основе)
Стратегические и обеспечивающие работы
7. Землеустроительные и кадастровые 04.94-12.94
работы в т.ч.:
- совершенствование форм ведения 45,0 45,0
земельной информации в 7 районных
комитетах по земельным ресурсам и
землеустройству;
- приобретение 1-го комплекта 210,0 210,0
геодезической аппаратуры
(достаточно для всей области);
8. Обучение руководителей и постоянно 48,0 18,0
специалистов хозяйств, вновь
образованных в результате реформ,
основам управления, марктинга,
финансов, правовым основам ведения
дел, бухгалтерскому учету и др.
(Курсы интенсивной подготовки: 8
курсов по 6 дней и 4 курса по
12 дней).
9. Материальная поддержка в форме на 1994 год 6500 6500
льготных кредитов хозяйств,
образованных в результате
реорганизации (на пополнение
обратных средств, закупку
недостающей сельхозтехники и т.п.)
10. Разработка политики и стратегии 03.94-12.94 Област. админ.
организации функционирования * *
агропромышленного комплекса области
в современных условиях, в т.ч.:
- реформирование административных
органов управления всех уровней
области;
- формирование службы контроля и
регламентирования применения
минеральных удобрений и ядохимикатов
и др., в т.ч. разработка типовых
процедур и форм документов.
11. Создание и опытная отработка 07,94-12.95 * # * #
деятельности пунктов консультационной,
технологической и иной помощи фермерам
и другим сельхозпроизводителям в т.ч.:
- сети пунктов правовой и Област. админ.
экономической защиты и поддержки
сельхозпроизводителей;
- анализ отечественного и мирового 03.94-09.94
опыта и разработка применительно к
специфике Нижегородской области
служб оказания технологической
помощи (агротехнической, ветеринарной
и т.п.).
Оборудование и оснащение помещений 06.94-12.95 210,0 100,0
для данных пунктов в сельской
местности
12. Развитие общественного 08.94-06.95 # #
самоуправления и реформирование
социальной инфраструктуры села.
Профилактика социальной конфронтации 110,0 45,0
на селе (разработка методик и участие
в работе одновременно с работами по
реформированию сельхозпредприятий)
13. Разработка технического обеспечения 08.94-12.94 # #
деятельности сети отделений и
филиалов банков в крупных селах на
примере 3-х районов.
14. Создание и опытная отработка 10.94-06.95 # #
деятельности кооперативного банка,
отделений и филиалов банков в 6-8
крупных селах.
15. Формирование прогрессивных структур 04.94-12.95 Област. админ.
оптово-розничной торговли * *
(аукционных центров, бирж и им
подобных организаций), в т.ч.:
- разработка и внедрение процедур 04.94-09.95
купли-продажи сельхозпродукции и
соответствующих типовых документов
в обеспечение развития прогрессивных
рыночных отношений;
- материальная помощь в оборудовании 141,0 141,0
помещений (контор и офисов),оснащении
их оргтехникой и средствами связи.
16. Совершенствование научной и учебной 05.94-12.95 # #
работы в Нижегородском
сельскохозяйственном институте
17. Разработка учебных программ, 06.94-12.95 200,0 200,0
разработка и изготовление учебных
пособий и методической литературы
по курсам и дисциплинам,необходимым
для подготовки и переподготовки и
руководящих работников и специалистов
сельского хозяйства в ходе данных
реформ.
18. Оборудование помещений для 05.94-12.95 230,0 160,0
деятельности привлекаемых зарубежных,
российских и нижегородских
специалистов и иных работников по
данной программе.
Содержание этих помещений.
Приобретение необходимой
вычислительной и оргтехники,автомашин
и др.
19. Финансирование Федерального 06.94-12.95 300,0 300,0
учебного центра агропромышленного
предпринимательства.
---------------------------------------------------------------------
В С Е Г О: 8941 8546
в том числе в форме кредитов 6500 6500
---------------------------------------------------------------------
* данные работы выполняются МФК, ULG, другими учреждениями и
специалистами в рамках зарубежной технической помощи, финансируемой
Ноу-Хау Фондом Правительства Великобритании.
# данные работы предусматривается выполнять в рамках зарубежной
технической помощи со стороны Центра международных финансов
Государственного университета штата Айова США, финансируемой
Правительством США.
Также предусматривается возможность привлечения волонтеров "Корпуса
Мира" в рамках их деятельности "фермер-фермеру".
5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И РАБОТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММ
5.1. Законодательное Собрание Нижегородской области: