Настоящая программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Нижегородской области является логическим продолжением и дальнейшим развитием процессов преобразования собственности, начатых в декабре 1991 года. За истекший период в области приватизировано 3030 государственных предприятий, в т.ч. 572 федеральной, 207 областной и 2251 муниципальной собственности.
Только в 1993 году приватизировано 1182 предприятия различных уровней собственности, заметно возросли масштабы и темпы приватизации объектов федеральной и областной собственности. Стоимость всего приватизированного имущества составила 36 млрд. рублей.
В соответствии с Указом Президента N 721 преобразовано в акционерные общества 231 предприятие с уставным капиталом 9.6 млрд.рублей. Проведено 13 чековых аукционов, на которых были частично или полностью проданы акции более 300 предприятий, преобразованных в АО.Принято в качестве платежного средства свыше 1 млн.чеков. В области действует 11 чековых инвестиционных фондов, которыми аккумулировано 178.5 тыс.ваучеров. В целом населением области в качестве платежного средства использовано на конец прошлого года 1.8 млн.чеков.
В результате приватизации грузового автотранспорта, строительных организаций и стройиндустрии, предприятий по переработке сельхозпродукции и обслуживающих АПК, местной промышленности, началом приватизации предприятий ВПК и их конверсией преобретают необратимый характер структурные изменения в экономике области.
Так, в строительстве 119 млрд. рублей или 46.5 процентов общих капиталовложений освоено негосударственными строительными организациями, ими выполнено около 70 процентов всего объема подрядных работ. Негосударственный сектор в отраслях АПК (без колхозов и совхозов) занимает 70 процентов. Из общего объема грузоперевозок автомобильным транспортом 77 процентов падает на приватизированные предприятия.
Из 2293 объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации, 98 процентов обрели новых собственников, что заметно улучшило инфраструктуру торговли, общественного питания. В общем товарообороте их доля составляет около половины.
В связи с ростом масштабов нового сектора экономики и ее структурной перестройки начинают реально проявлять себя рыночные механизмы. Конкурентная среда оказывает все более существенное влияние на социально-экономическое положение области.
Вместе с тем, государственный сектор на уровне областной и федеральной собственности продолжает доминировать, хотя влияние его реальных результатов на экономику области падает. Углубление социально-экономической реформы и развитие рыночных отношений требует дальнейшего развития процессов приватизации, особенно ускорения чековой приватизации в регионе, т.к. почти половина чеков населением еще не использована.
По состоянию на 10.01.94 г. в области насчитывается 1153 предприятия, организации и учреждения, подлежащих приватизации, в т.ч. 673 федеральной и областной собственности.
Областная программа приватизации опирается на накопленный предыдущий опыт, содержит новые региональные подходы и особенности, выдвигает более сложные и ответственные задачи по реформированию экономики. Выполнение предусмотренных в ней заданий позволит практически завершить работу по приватизации муниципальных объектов, в основном преобразовать в иные формы областную собственность и еще глубже и масштабнее провести приватизацию и акционирование предприятий федеральной собственности, в т.ч. и в оборонных отраслях, продолжить начатую работу по приватизации колхозов и совхозов. Все это вместе взятое в значительной степени определит лицо экономики области и все ее дальнейшее социально-экономическое развитие, создаст базу для решитель- ного перехода к рыночным отношениям.
Программа устанавливает цели, задания, приоритеты, ограни- чения и порядок приватизации. Она не допускает расширительного толкования ограничений на приватизацию, предусмотренных
Госпрограммой.
Главные цели и задачи приватизации в области:
- расширение слоя частных собственников и максимальное вовлечение в процесс приватизации населения области в т.ч. через расширение чековых аукционов и аукционов за деньги;
-завершение приватизации с использованием приватизационных чеков;
-завершение приватизации большинства объектов "малой" приватизации и развитие на этой основе сферы торговли и услуг;
-завершение, в основном, приватизации крупных и средних предприятий;
-повышение эффективности деятельности предприятий, в т.ч. по насыщению рынка ТНП на основе структурной перестройки в экономике области, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка;
-привлечение инвестиций в производство, в т.ч. иностранных;
-содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в т.ч. защите прав частных собственников (акционеров). Приватизация в области осуществляется на следующих основных принципах:
-сочетание бесплатной, льготной и платной передачи имущества в частные руки;
-сочетание обязательной и инициативной (по заявкам, инициативе комитетов) приватизации;
-использование материальной заинтересованности в результатах приватизации у всех участников этого процесса;
-гибкое варьирование форм и подходов в зависимости от специфики объектов;
-выбор простых, понятных участникам способов и процедур приватизации, гарантирующих "честную борьбу" конкурентов;
-развитие инициативы местных органов, привлечение аудиторов, инвестиционных фондов и др.;
-широкая гласность и информированность населения о приватизации.
Объекты и предприятия федеральной, государственной и муниципальной собственности, включенные в областную программу приватизации, распределены на группы, исходя из возможностей их приватизации и отраслевой принадлежности.