____________________________________________________________________
Подпрограмма в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 года N 314-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
I. Сущность решаемых подпрограммой проблем
Реализация мероприятий подпрограммы направлена на поддержание и дальнейшее развитие малых форм хозяйствования в сельской местности, к которым относятся КФХ, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, граждане, ведущие ЛПХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые сельскохозяйственные предприятия (включая микропредприятия с численностью занятых до 15 человек).
Малые формы хозяйствования в Омской области производят более половины валовой и 40 процентов товарной продукции сельского хозяйства. Развитие малых форм хозяйствования является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства области.
Малые формы хозяйствования обеспечивают работой основную часть занятого в сельском хозяйстве населения. Доля доходов сельского населения, получаемая от малых форм хозяйствования, значительно превышает долю доходов от крупного бизнеса.
Главными проблемами для успешного и устойчивого развития малых форм хозяйствования являются невысокий уровень технического и технологического оснащения хозяйств, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, невысокая эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 1 января 2012 года в области зарегистрировано 2016 КФХ, количество граждан, ведущих ЛПХ, составляет 286,1 тыс. человек.
Производство молока в ЛПХ зависит от наличия поголовья коров.
В настоящее время из общего количества граждан, ведущих ЛПХ, имеют коров:
- до 2 голов - 86,4 процента хозяйств;
- 3 - 5 голов - 11,3 процента хозяйств;
- 6 - 10 голов - 1,3 процента хозяйств;
- 11 и более голов - 1 процент хозяйств.
В целях получения положительного социального эффекта и обеспечения более высокой результативности бюджетной поддержки граждан, ведущих ЛПХ, необходимо стимулировать желание сельских жителей иметь больше коров на подворье и сдавать произведенное молоко заготовительным и перерабатывающим предприятиям.
В структуре посевных площадей под урожай 2012 года посевные площади КФХ составляли 34,5 процента. В 2011 году в структуре посевных площадей зерновых культур Омской области посевные площади КФХ занимали 42,4 процента, по Российской Федерации этот показатель сложился на уровне 24 процентов. Наметилась устойчивая тенденция увеличения производства сельскохозяйственной продукции в КФХ. Это происходит преимущественно за счет укрупнения самих КФХ (с 96 га земли в 2000 году до 306 га в 2010 году в среднем на 1 КФХ).
В то же время доля животноводческой продукции КФХ в общем объеме производства остается низкой: мяса - 3,1 процента, молока - 4,3 процента (по Российской Федерации этот показатель сложился на уровне 3,3 и 4,4 процента соответственно).
Техническое оснащение тракторного и комбайнового парка устарело. Несмотря на то, что 90 процентов тракторов в КФХ и ЛПХ за пределами полезного срока использования, обновление техники идет медленно.
В 2011 году 544 КФХ получили кредиты на сумму 1005,5 млн. рублей, граждане, ведущие ЛПХ, в 2011 году получили 4656 кредитов на сумму 711,5 млн. рублей, что больше показателей предыдущего года на 441,9 и 406,1 млн. рублей соответственно. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили 52 кредита на сумму 5,2 млн. рублей. Всего кредитными организациями Омской области (ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Сбербанк России") в 2011 году выдано 5252 кредита на сумму 1722,2 млн. рублей на развитие малых форм хозяйствования.
Реализация подпрограммы предусматривает сбалансированное использование имеющихся в Омской области кормовых ресурсов, земли, скота, рабочей силы, технологическое и техническое обновление.
Учитывая серьезный вклад в экономику отрасли, развитие малых форм хозяйствования в сельской местности является важнейшим условием обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
- изменение федерального и областного законодательства;
- недостаточный уровень софинансирования со стороны инвесторов, а также СХТП из собственных и заемных средств;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий подпрограммы;
- отклонение числа участников отдельных мероприятий подпрограммы от запланированного;