____________________________________________________________________
Подпрограмма в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 5 декабря 2013 года N 314-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
I. Сущность решаемых подпрограммой проблем
Территория Омской области расположена на юге Западно-Сибирской низменности в среднем течении р. Иртыш. Сельскохозяйственных угодий в области насчитывается 6,7 млн. га, в том числе пашни - 4,3 млн. га, кормовых угодий - 2,4 млн. га.
Большая протяженность Омской области с севера на юг, почти на 600 км, и агроклиматические условия в свое время определили необходимость ведения сельскохозяйственного производства с опорой на мелиоративные мероприятия.
Северная часть области переувлажнена и для сельского хозяйства требуется осушение заболоченных территорий. В южной засушливой половине земледелие почти в любой год ведется при недостаточной водообеспеченности растений, поэтому важным средством повышения плодородия почвы является дополнительное орошение. Естественное увлажнение почвы обеспечивает использование природных ресурсов лишь на 40 - 50 процентов от возможного при оптимальном увлажнении.
Комплексная мелиорация земель с приоритетом гидромелиорации является мощным средством создания стабильных условий функционирования сельскохозяйственного производства Омской области, позволяющим наиболее полно и рационально использовать имеющийся природно-ресурсный потенциал. На мелиорированных землях активизируются все процессы: усиливается биологическая аккумуляция и деятельность микроорганизмов в почве, улучшается водно-воздушный режим, физические, химические, ионообменные свойства почвы, обеспечивается наибольшая эффективность применения средств химизации. Таким образом, гидромелиорация позволяет существенно стабилизировать и повысить урожайность культур (в 2 - 3 раза и более). При использовании орошения урожайность картофеля в хозяйствах Омской области составляет более 300 ц/га (по отдельным сортам - 500 ц/га), овощных - 300 - 350 ц/га (до 500 ц/га), кормовых культур - 34 центнера кормовых единиц с гектара.
В 80-х годах прошлого века наблюдался рост комплексной мелиорации земель с доведением орошаемой площади региона до 115 тыс. га. Социально-экономические трудности переходного периода 90-х годов стали причиной кризисных явлений в мелиоративной отрасли. Децентрализация сопровождалась уменьшением государственной поддержки сельского хозяйства и мелиоративных организаций. В федеральной собственности остались только крупные гидротехнические сооружения и системы, а внутрихозяйственная сеть перешла в пользование отдельных хозяйств, которые оказались не готовы эффективно использовать ранее мелиорированные земли.
По данным инвентаризации, проведенной Министерством, на начало 2011 года площадь орошаемых сельскохозяйственных земель в Омской области составила 80,0 тыс. га (в том числе 2,1 тыс. га лиманного орошения), или 2,9 процента от площади всех сельскохозяйственных угодий региона. Основная часть оросительных систем (52,3 тыс. га - 65,4 процента) технически изношена на 100 процентов и подлежит списанию. Реконструкции подлежат 22,4 процента неэксплуатируемых систем на площади 17,9 тыс. га. Эксплуатируются, но требуют реконструкции и капитального ремонта - 12,2 процента систем на площади 9,8 тыс. га орошаемых земель. Из имеющихся 46,2 тыс. га осушенных земель 30,2 тыс. га (65,4 процента) частично используются, но нуждаются в комплексной реконструкции, ремонте или культуртехнических работах.
Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс комплексной мелиорации земель, особенно в вопросах повышения эффективности мелиоративной отрасли за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Важной проблемой, сдерживающей развитие комплексной мелиорации земель, остается нехватка квалифицированных специалистов в области проектных изыскательских и конструкторских работ, специалистов-строителей, экологов, консультантов по обслуживанию мелиоративных систем.
Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о необходимости их решения программно-целевым методом, направленным на применение эффективных согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
- изменение федерального и областного законодательства;
- недостаточный уровень софинансирования со стороны инвесторов, а также СХТП из собственных и заемных средств;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий подпрограммы;
- природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями и высокой степенью физического износа мелиоративного фонда;
- макроэкономические риски, вызванные снижением темпов экономического развития страны, конъюнктуры цен на растениеводческую продукцию, кризисом и низкой эффективностью банковской системы;
- операционные риски, обусловленные несоблюдением рекомендуемых технологий.
II. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы в 2013 - 2020 годах является повышение эффективности использования земельных ресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) осуществление строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем;
2) проведение эксплуатационных мероприятий, направленных на поддержание удовлетворительного технического состояния мелиоративных систем и улучшение качества полива;
3) осуществление агролесомелиоративных мероприятий, направленных на предотвращение ветровой эрозии почв и повышение урожайности сельскохозяйственных культур;
4) выполнение культуртехнических работ, направленных на предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.