Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2012 года N 197-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п (газета "Омский вестник", N 37, 09.08.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 11 сентября 2013 года N 216-п (газета "Омский вестник", N 43, 20.09.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 244-п (газета "Омский вестник", N 47, 18.10.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)
____________________________________________________________________     


В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области

постановляет:

Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы согласно приложению к настоящему постановлению.


Первый заместитель Председателя
Правительства Омской области
А.В. Бутаков



Приложение
к постановлению Правительства Омской области
от 26 сентября 2012 года N 197-п

     
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы

     

Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области "Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы

____________________________________________________________________      

     Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование

Долгосрочная целевая программа Омской области "Улучшение условий и охраны труда в Омской области" на 2013 - 2017 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Правительства Омской области от 4 июля 2012 года N 97-рп "О Плане работы Правительства Омской области на III квартал 2012 года"

Заказчик

Правительство Омской области

Исполнитель-координатор

Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд)

Исполнители

Минтруд;
Министерство здравоохранения Омской области;
Министерство культуры Омской области;
Министерство образования Омской области;
Главное государственно-правовое управление Омской области;
Министерство имущественных отношений Омской области;
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области;
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области;
Главное организационно-кадровое управление Омской области;
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области;
Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области;
Государственная жилищная инспекция Омской области;
Управление делами Правительства Омской области;
Региональная энергетическая комиссия Омской области;
автономное учреждение Омской области "Центр охраны труда" (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области) (по согласованию)

Основные целевые индикаторы

- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;
- численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих;
- численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием (далее - профзаболевание) в расчете на 10000 работающих;
- численность лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10000 работающих;
- доля впервые выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров от общего числа установленных в текущем году профзаболеваний;
- удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (в процентах от списочной численности работников организаций, расположенных на территории Омской области (далее - организации);
- удельный вес численности работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда (в процентах от списочной численности работников организаций);
- количество организаций, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Сроки и этапы реализации

2013 - 2017 годы. Этапы реализации Программы не выделяются

Финансовое обеспечение

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 192060,01 тыс. рублей, в том числе:
- 2013 год - 51033,66 тыс. рублей;
- 2014 год - 56971,65 тыс. рублей;
- 2015 год - 31312,8 тыс. рублей;
- 2016 год - 33171,9 тыс. рублей;
- 2017 год - 19570,0 тыс. рублей

Основные ожидаемые конечные результаты

Программа позволит к концу 2017 года:
- снизить на 7,5 процента численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в сравнении с данными 2012 года;
- снизить численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих с 0,069 до 0,064 в 2017 году;
- уменьшить количество лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, в расчете на 10000 работающих с 1,14 до 0,9 в 2017 году;
- снизить на 10 процентов численность лиц с установленным в текущем году профзаболеванием в расчете на 10000 работающих в сравнении с данными 2012 года;
- увеличить долю впервые выявленных профзаболеваний в ходе периодических медицинских осмотров с 60 до 65 процентов в 2017 году (от общего числа установленных в текущем году профзаболеваний);
- довести удельный вес численности работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, до 72 процентов, в том числе в государственных учреждениях Омской области до 100 процентов (от списочной численности работников организаций);
- снизить удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, до 25,4 процента к 2017 году (от списочной численности работников организаций);
- увеличить число организаций, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, с 58 до 83 организаций в 2017 году

     


I. Сущность решаемых Программой проблем


Основой стабильного социального и экономического развития региона являются трудовые ресурсы. Обеспечение экономики квалифицированными кадрами, привлечение молодежи требует повышения качества и комфортности рабочих мест путем улучшения условий труда и обеспечения безопасности занятых на них работников.

Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения Омской области.

Осуществляется данная работа в рамках многоуровневой системы управления охраной труда в Омской области и обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов и их объединений.

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в результате реализации комплекса мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний, в Омской области удалось сохранить установившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма.

Таблица N 1

     
Уровень производственного травматизма в Омской области (в расчете на 1000 работающих) в 2006 - 2011 годах (человек)

Территория

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Российская Федерация

2,9

2,7

2,5

2,1

2,2

2,1

Сибирский федеральный округ

3,6

3,4

3,0

2,7

2,9

2,5

Омская область

4,0

3,8

2,9

2,7

2,7

2,3


В обучающих центрах ежегодно проходят обучение по охране труда более 12 тыс. руководителей и специалистов организаций. Затраты на мероприятия по охране труда в организациях с 2006 года выросли почти в 2 раза и составили 1477,1 млн. рублей в год. По состоянию на 1 января 2012 года аттестацию провели более 3,5 тыс. организаций с численностью работников около 518 тыс. человек.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, производственный травматизм остается высоким. В Омской области ежегодно более 1000 человек получают производственные травмы и профзаболевания. Уровень производственного травматизма в Омской области превышает среднероссийский в 1,1 раза.

Состояние условий труда по-прежнему сохраняет тенденцию к ухудшению. По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. В Омской области удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на конец 2011 года составил 24,4 процента (2009 год - 19 процентов). Практически каждый четвертый работник трудится на рабочем месте с вредными для репродуктивного здоровья условиями труда.

Таблица N 2

     
Удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (в процентах от списочной численности работников организаций)

Территория

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Российская Федерация

23,4

24,9

26,2

27,5

29,0

30,5

Сибирский федеральный округ

-

30,8

32,7

33,9

39,6

39,1

Омская область

15,2

15,1

18,9

19,0

23,3

24,4


Неудовлетворительное состояние условий труда, длительное воздействие вредных производственных факторов на организм работников являются основными причинами создания угрозы здоровью и формирования у работников профессиональной патологии.

Уровень профессиональной заболеваемости в Омской области в 2011 году составил 1,7 человека на 10 тысяч работающих. Первично признаны инвалидами по трудовому увечью 53 человека, по профзаболеванию 13 человек.

Одной из существенных проблем является выявление профзаболеваний на поздних стадиях, когда работник уже стал инвалидом и по объективным причинам не может продолжать работу по профессии, а нередко теряет и общую трудоспособность. Указанное свидетельствует о низком качестве проведения предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров, а также недостаточной эффективности системы оказания профпатологической помощи.

Важнейшим направлением деятельности по улучшению условий труда работающих является аттестация рабочих мест по условиям труда. Однако в Омской области отмечается низкий уровень проведения аттестации рабочих мест в государственных учреждениях и организациях малого и среднего бизнеса, где выполняются работы во вредных условиях труда и требуются планирование и реализация мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы на уровне Омской области с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации (далее - Стратегия), является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Омской области.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Омской области в повышении конкурентоспособности рабочей силы, обеспечении Омской области высококвалифицированными кадрами является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению производственного травматизма и заболеваемости, а также реформированию системы медико-профилактического обслуживания работников.

Решение проблем в сфере охраны труда с использованием программно-целевого метода обусловлено тем, что данные проблемы:

1) носят комплексный характер;

2) не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.

Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

1) ухудшение социально-экономической ситуации;

2) недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий Программы;

3) неэффективное взаимодействие исполнителей.

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п, - см. предыдущую редакцию)

II. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

- улучшение условий и охраны труда в организациях;

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций.

Задачами Программы являются:

1) организационно-техническое обеспечение аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Омской области;

2) организация обучения по охране труда работников организаций на основе современных технологий обучения;

3) информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

4) совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

Достижение целей и выполнение задач Программы позволят создать здоровые и безопасные условия труда работникам в Омской области, минимизировать производственный травматизм и профессиональную заболеваемость в организациях, повысить конкурентоспособность рабочей силы, обеспечить Омскую область высококвалифицированными кадрами.

III. Сроки реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в течение 2013 - 2017 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы


Мероприятия Программы разработаны на основе анализа состояния условий и охраны труда в Омской области, перспектив их изменения и влияния на обеспечение потребностей экономики Омской области в высококвалифицированных кадрах.

Программой предусматривается комплекс мероприятий, объединенных по двум направлениям:

- совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

- создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Комплекс мероприятий по совершенствованию системы охраны труда работников на производстве направлен на модернизацию системы мониторинга состояния условий и охраны труда у работодателей в Омской области, стимулирование деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны труда, подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда.

Реализация мероприятий данного направления позволит модернизировать систему сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей в Омской области, стимулировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях Омской области с последующим проведением мероприятий по улучшению условий труда, повысить уровень знаний по охране труда работодателей, руководителей и специалистов организаций, в том числе государственных учреждений Омской области, обеспечить повышение уровня информированности руководителей и специалистов организаций, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области в вопросах охраны и улучшения условий труда на рабочих местах, распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»