Контроль за эффективностью использования средств областного бюджета должен быть направлен на оптимизацию расходов бюджета и профилактику правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Квалификацию неэффективного использования средств областного бюджета предлагается применять в случаях установления следующих фактов:
- расходования бюджетных средств на ремонт и содержание неэксплуатируемого в течение текущего финансового года оборудования и имущества;
- приобретения за счет бюджетных средств материальных ценностей (в том числе оборудования и имущества), не используемых с момента оплаты в течение года, находящихся на складе (в упаковке), переданных материально-ответственному лицу или в эксплуатацию в связи с отсутствием обслуживающего специалиста, сопутствующих материалов, помещения и т.д.;
- приобретения продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества, с истекшим сроком хранения (эксплуатации);
- расходования средств областного бюджета на оплату ранее принятых и оплаченных объемов выполненных работ по объектам строительства, капитального и текущего ремонта;
- оплаты работ, проведенных с нарушениями требований при ремонте и строительстве (без проведения необходимых экспертиз проектно-сметной документации, при несоответствии документации установленным требованиям);
- приобретения материальных ценностей, не используемых при осуществлении предусмотренной учредительными документами деятельности или используемых в целях осуществления не предусмотренной документами деятельности;
- приобретения сверхнормативных запасов материальных ценностей (мягкий инвентарь, строительные материалы и др.);
- оплаты продукции, работ и услуг по завышенным ценам;
- дополнительного расходования бюджетных средств на уплату юридическим и физическим лицам штрафов, пеней, неустоек, на возмещение причиненного им вреда, в том числе в результате несвоевременной оплаты оказанных подрядчиком услуг при наличии в момент образования кредиторской задолженности достаточных средств на лицевом счете;
- направления средств областного бюджета на оплату вознаграждений по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ, входящих в круг должностных обязанностей сотрудников, числящихся в штате учреждения;
- использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию целевых программ, без достижения результата, предусмотренного нормативными правовыми актами и (или) договорами (соглашениями) о предоставлении бюджетных средств.
Кроме того, при выявлении в ходе контрольных мероприятий фактов непринятия руководителем объекта контроля мер к понуждению арендатора возместить расходы по оплате коммунальных услуг, произведенные из бюджетных средств, рекомендуется применять квалификацию неэффективного использования средств областного бюджета.
В целях формирования достоверной информации о мерах по повышению эффективности бюджетных средств, проводимых главными распорядителями, распорядителями (получателями) бюджетных средств и результатах их реализации, органам исполнительной власти Омской области при осуществлении проверки эффективности использования средств областного бюджета распорядителями, получателями бюджетных средств рекомендуется проводить сопоставительный анализ показателей результатов принятых мер по повышению эффективности расходования бюджетных средств, отраженных в разделе 2 пояснительной записки "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" (форма 0503160) к годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с фактическими результатами.