Государственный финансовый контроль предполагает регламентированную нормами права деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений при осуществлении операций с государственными финансовыми и материальными ресурсами, включающую контроль за эффективностью и результативностью их использования.
Государственный финансовый контроль в Омской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Уставом (Основным Законом) Омской области, иными актами федерального и областного законодательства.
Финансовый контроль предлагается подразделять на внешний, осуществляемый органами законодательной (представительной) власти, и внутренний, осуществляемый органами исполнительной власти.
Внутренний финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета и материальных ценностей, находящихся в собственности Омской области, осуществляется Министерством финансов Омской области и органами исполнительной власти Омской области в рамках полномочий главных распорядителей средств областного бюджета (далее - главные распорядители бюджетных средств, ГРБС).
Министерство финансов Омской области осуществляет внутренний финансовый контроль на основании Положения о полномочиях органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего государственный финансовый контроль, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2007 года N 186-п.
Внутренний контроль, осуществляемый ГРБС, подразумевает осуществление ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Главные распорядители бюджетных средств организуют и осуществляют ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности в соответствии с положениями статьи 158 БК РФ, в том числе в рамках полномочий по обеспечению:
- результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- контроля за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных БК РФ, условий, установленных при их предоставлении.
Право ГРБС при осуществлении ведомственного финансового контроля на проведение проверок подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных унитарных предприятий установлено статьей 269 БК РФ и предусматривает обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, а также контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.
Внутренний финансовый аудит осуществляется ГРБС в части разработки и контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовки и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств.