Наряду с государственной охраной особое внимание уделяется вопросам использования и сохранения памятников истории и культуры. В 2008 году Министерством оформлено 198 охранных обязательств, в 2009 году - 172, в 2010 году - 163, в первом полугодии 2011 года - 139.
В течение 2008 - 2010 годов Министерством было выдано 114 разрешений на проектирование и производство ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального и регионального значения. За указанный период на территории Омской области проведены ремонтно-реставрационные работы на 110 объектах культурного наследия федерального и регионального значения.
В 2006 - 2011 годах на сохранение объектов культурного наследия федерального и регионального значения было направлено 1,8 млрд. руб., из них только средства областного бюджета составили 888 млн. руб. В последние годы сформировалась положительная тенденция увеличения объема финансовых средств, направляемых на проведение ремонтно-реставрационных работ частными инвесторами. В указанный период на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия федерального значения было привлечено 210 млн. руб. из федерального бюджета. Работа по привлечению средств федерального бюджета будет продолжена в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2016 годы)".
Вместе с тем ряд объектов культурного наследия регионального значения различных форм собственности на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии в связи с невыполнением собственниками обязанностей по их содержанию. По результатам контрольных мероприятий, проводимых Министерством совместно с органами прокуратуры, собственникам объектов культурного наследия регионального значения, расположенных по ул. Куйбышева, д. 48, ул. М. Жукова, д. 75, ул. Ленина, д. 7, выданы предписания об организации срочных ремонтно-реставрационных работ.
Со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Омской области наблюдается незаинтересованность в сохранении объектов культурного наследия регионального значения. Так, в настоящее время, особенно на территории города Омска, существует социально обостренная проблема ветхих жилых домов, являющихся объектами культурного наследия регионального значения. Как правило, это одно- и двухэтажные деревянные строения (например, строения, расположенные на ул. Успенского, д. 2, ул. Учебной, д. 53, ул. Учебной, д. 78 и другие). Администрация города Омска считает, что объект культурного наследия регионального значения снести нельзя и, соответственно, расселение невозможно, несмотря на ветхость и непригодность для проживания. В обращениях к Мэру города Омска и в прокуратуру Омской области Министерство неоднократно излагало свое мнение о том, что многие старые деревянные здания, находящиеся зачастую в самом центре города, могут быть расселены и предоставлены частным инвесторам под иные функции на условиях их реставрации. Правильность данной позиции подтверждают и судебные решения.
Ряд объектов культурного наследия регионального значения, являющихся собственностью муниципального образования городской округ город Омск Омской области, находятся в крайне неудовлетворительном состоянии (например, здание по ул. Театральной, д. 7 "Дом, где размещалась секция омской организации венгров-интернационалистов"). Непринятие срочных мер по их сохранению может привести к утрате этих уникальных объектов.
При осуществлении государственного контроля Министерством ежегодно проводятся проверки соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства об охране памятников истории и культуры. По их итогам составлено 23 протокола об административных правонарушениях, выдано 72 предписания с требованием устранения нарушений законодательства об охране памятников истории и культуры. За период с 2008 по 2010 годы в судебные органы направлено 9 исковых заявлений, что является последней мерой реагирования Министерства на неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений. Однако и исполнение судебных решений часто носит затяжной характер. В частности, в результате судебных споров, длившихся в течение полутора лет, по заявлению Министерства еще в августе 2009 года арбитражным судом было признано самовольным и подлежащим сносу строение по ул. Бударина, д. 3б. До настоящего времени решение арбитражного суда не исполнено в полном объеме, Федеральной службой судебных приставов принимаются недостаточные меры по принудительному исполнению судебного решения.