Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Психолого-профориентационная помощь населению и дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы Омской области" на 2011 - 2012 годы (с изменениями на 29 декабря 2012 г.)



Приложение
к приказу Министерства труда и
социального развития Омской области
от 11 мая 2011 года N 63-п

     
Ведомственная целевая программа
"Психолого-профориентационная помощь населению и дополнительное профессиональное
образование специалистов социальной сферы Омской области" на 2011 - 2012 годы

________________

* Название в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 сентября 2012 года N 46-п, - см. предыдущую редакцию.     

     
1. Паспорт Программы

____________________________________________________________________      

Раздел в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 29 декабря 2012 года N 81-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование субъекта бюджетного планирования

Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство)

Наименование ведомственной целевой программы

Ведомственная целевая программа "Психолого-профориентационная помощь населению и дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы Омской области" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа)

Сроки реализации Программы

2011 - 2012 годы

Цель и задачи Программы

Цель: развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.
Задачи:
- психолого-профориентационное обслуживание населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий;
- содействие субъектам системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области в развитии психолого-профориентационной деятельности;
- развитие системы обучения специалистов социальной сферы Омской области в форме семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
- развитие системы постоянно действующих курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области, сопровождающихся выдачей документа о повышении квалификации;
- обеспечение выполнения бюджетным образовательным учреждением Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Учреждение) объемов государственных услуг в натуральном выражении, установленных Учреждению государственным заданием

Целевые индикаторы Программы

- количество новых разработанных и внедрённых программ эффективного профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора) и психологической поддержки населения Омской области;
- количество субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области, прошедших обучение и обеспеченных информационно-методической и практической помощью по вопросам организации психолого-профориентационной деятельности;
- количество новых разработанных и внедренных программ семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения специалистов социальной сферы Омской области;
- количество организованных курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области;
- степень выполнения объема государственного задания в натуральном выражении по предоставлению психолого-профориентационной помощи и дополнительного профессионального образования в центре профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

Объёмы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 46 261,16 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 20226,43 тыс. рублей;
2012 год - 26 034,73 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате реализации Программы ожидается:
- увеличение количества реализуемых эффективных методов, средств и программ профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояния здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономических условия;
- увеличение количества субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области, организующих психолого-профориентационную деятельность с использованием новых эффективных методов, средств и программ;
- увеличение количества новых разработанных и внедренных программ семинаров, лекций, тренингов и других видов обучения, направленных на развитие профессиональной, деловой и личностной компетентности специалистов социальной сферы Омской области;
- увеличение количества организованных курсов повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области;
- 100-процентное выполнение Учреждением объема государственных услуг в натуральном выражении, установленного государственным заданием

     

2. Проблемы, решение которых осуществляется путем реализации Программы


Программа направлена на развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.

Программа создаёт условия для реализации конституционных прав на труд, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии, способствует процессу социальной адаптации отдельных категорий граждан, а также обеспечивает возможность развития профессиональной компетентности и повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области.

Проблемы выбора профессии, трудоустройства и социальной адаптации в современных условиях характеризуются рядом противоречий: между потребностями рынка труда и профессиональными устремлениями молодёжи, существующим спросом и предложением на рынке труда, требованиями работодателей к квалификации работников и отсутствием её у соискателей вакансий, необходимостью активной деятельности в новых конкурентных условиях и традицией полагаться на социальную поддержку со стороны государства. Наиболее востребованным на рынке труда сегодня считается работник, не только обладающий высоким уровнем профессиональных знаний, но и способный осваивать новые технологии, рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности, творчески подходить к делу, умеющий работать в команде и обладающий ответственным отношением к делу. Становление такого работника - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и требующий постоянного психолого-профориентационного сопровождения.

Профессиональная ориентация в современном её понимании базируется на концепции развития человеческих ресурсов и обеспечении социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости, достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психологическими и физиологическими особенностями и потребностями рынка труда. Психологическая поддержка, являясь частью комплекса специальных мер содействия человеку, призвана способствовать разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов его жизни.

Эффективная система профориентации и психологической поддержки должна обеспечивать комплексное психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах его жизни: на этапе выбора профессии, профессионального образования, адаптации на рынке труда, профессионального развития, в случае необходимости - корректировку профессионального будущего, а также в процессе изменения профессионального статуса. В результате такого сопровождения каждый выпускник школы должен быть подготовлен ко вступлению в мир профессий, каждый выпускник профессиональной школы - к выходу на рынок труда, и каждый работающий должен уметь адаптироваться к новым структурным изменениям на рабочем месте, а в случае возникновения проблем в социально-трудовой адаптации успешно с ними справляться.

В особенной психолого-профориентационной помощи нуждаются отдельные категории граждан, такие как граждане с ограниченными возможностями, получившие инвалидность и вынужденные сменить профессию, демобилизованные военнослужащие, безработные, незанятое население и другие граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а также соотечественники, переселившиеся из-за рубежа. Мероприятия с этими категориями граждан должны предусматривать не только профконсультационные услуги, но и комплекс психологических услуг, направленных на развитие профессиональной мотивации, формирование внутреннего ресурса и навыков социально-трудовой адаптации на рынке труда.

Поэтому эффективная система профориентации и психологической поддержки населения должна обеспечить доступность и своевременность получения качественных психолого-профориентационных услуг для различных социальных и возрастных групп населения: как молодежи, так и взрослого населения.

Разработка и внедрение Учреждением новых программ профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора) и психологической поддержки населения Омской области, учитывающих профессиональные интересы, психологические, физиологические, возрастные особенности человека и потребности рынка труда, позволят повысить эффективность системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.

Государственная система профориентации и психологической поддержки населения представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения, социальной и психологической защиты граждан. Для достижения психолого-профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своей компетенции исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. В этой связи необходимо уделять внимание формированию микроструктуры психолого-профориентационной работы в каждой организации и психолого-профориентационные программы должны стать важной составляющей не только процесса обучения молодежи, но и процесса подготовки профессиональных работников, прогнозирования их профессионального развития, социальной адаптации на рынке труда, а также системы управления персоналом. Причем психолого-профориентационное сопровождение человека должно осуществляться не только традиционными приёмами, но и с использованием новых современных психолого-профориентационных технологий.

Формирование эффективной системы профориентации и психологической поддержки населения невозможно без создания единого информационного и образовательного пространства по психолого-профориентационным проблемам. Методическое, образовательное и организационное сопровождение субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области позволит не только развить их деятельность в данной сфере, но и внедрить в их работу новые эффективные психолого-профориентационные методы, средства и программы.

Таким образом, создание условий доступности получения различными социальными и возрастными группами населения психолого-профориентационных услуг Учреждения и развитие на его базе единого информационного и образовательного пространства по проблемам психолого-профориентационной деятельности обеспечат развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области. Развитие же системы профориентации и психологической поддержки Омской области, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности населения на рынке труда, снижению безработицы и улучшению показателей социального самочувствия отдельных категорий граждан и содействовать развитию кадрового потенциала организаций и предприятий.

Актуальность проблем, связанных с социальной защитой, реабилитацией и психологической адаптацией отдельного человека, различных групп и общностей, также вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах. Социальная значимость профессиональной деятельности специалистов социальной сферы и повышение их влияния на развитие самосознания конкретных личностей и общества в целом вызывают необходимость профессионального и личностного развития самого специалиста, оказывающего данные услуги.

В связи с требованиями государственных стандартов социального обслуживания населения, выполнением государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки возникает необходимость систематического непрерывного развития профессиональных знаний, умений и навыков работников социальной сферы. От повышения квалификации работников зависит качество и количество оказанных социальных услуг.

Оптимальным применительно к сегодняшним условиям экономики способом решения проблемы непрерывного обучения является формирование и развитие отраслевой системы повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области. Данная система должна обеспечивать всех работников этой отрасли методическими и образовательными услугами, направленными на развитие их личностной, деловой и профессиональной компетентности. Эти услуги должны реализоваться как по программам дополнительного образования в форме разовых лекций, семинаров, занятий и других видов краткосрочного обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, так и по программам дополнительного профессионального образования в форме курсов повышения квалификации с выдачей документа о повышении квалификации.

Развить отраслевую систему повышения квалификации специалистов социальной сферы Омской области позволит разработка и реализация Учреждением курсов повышения квалификации, методических семинаров, семинаров-практикумов, стажировок, комплексных выездных семинаров, занятий, лекториев и других форм образовательной деятельности. Причем эти программы должны включать актуальные знания о социальной помощи различным категориям граждан, а также формировать умения и навыки социальной помощи, основанные на современных научно-исследовательских изысканиях и социальной инновационной практике.

В настоящее время деятельность Учреждения направлена на психолого-профориентационное обслуживание населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий, совершенствование деятельности служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения и развитие профессиональной компетентности работников социально-трудовой сферы. Это в совокупности способствует повышению конкурентоспособности населения на рынке труда, улучшению показателей социального самочувствия отдельных категорий граждан и созданию отраслевой системы непрерывного повышения квалификации.

Поэтому сегодня требуется не только сохранение уже действующих в Учреждении форм и видов психолого-профориентационных и образовательных услуг, но разработка и внедрение новых эффективных технологий работы, основанных на современных научно-исследовательских изысканиях и инновационной практике.