Подраздел 3.4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета
Реализация мероприятий данного направления будет осуществляться в рамках решения следующих задач Программы:
- повышение финансовой устойчивости областного бюджета;
- повышение качества бюджетного планирования.
В настоящее время процесс планирования бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется в рамках требований бюджетного законодательства и учитывает ряд новаций бюджетирования, ориентированного на результат.
Составление проекта областного бюджета осуществляется в единой информационной системе управления бюджетным процессом Омской области (далее - ЕСУБП).
Процесс планирования областного бюджета включает:
- формирование реестра расходных обязательств Омской области;
- составление потребности в бюджетных ассигнованиях областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета в разрезе действующих и принимаемых расходных обязательств Омской области с обоснованиями бюджетных ассигнований областного бюджета;
- определение предельных объемов бюджетных ассигнований областного бюджета, их распределение с одновременным составлением докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Омской области, целевых программ Омской области и проектов государственных заданий;
- составление проекта закона Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Учитывая, что планирование бюджетных ассигнований областного бюджета на всех этапах осуществляется на трехлетний период, одновременно с проектом областного бюджета составляется среднесрочный финансовый план Омской области.
В то же время имеется ряд недостатков, препятствующих завершению логической схемы бюджетного планирования:
- областной бюджет составляется на один год, что не позволяет обеспечить преемственность бюджетных прогнозов на среднесрочную перспективу;
- среднесрочный финансовый план Омской области формализованно является основой при планировании областного бюджета на очередной финансовый год;
- методика прогнозирования отдельных доходов областного бюджета не формализована;
- не обеспечена взаимосвязь документов стратегического и бюджетного планирования;
- недостаточно отработан механизм использования реестра расходных обязательств Омской области при определении потребности в бюджетных ассигнованиях областного бюджета;
- планирование бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется по большей части методом индексации расходов областного бюджета;
- распределение бюджетных ассигнований областного бюджета на исполнение отдельных видов принимаемых расходных обязательств Омской области не в полном объеме осуществляется с применением принципа конкурсного распределения;
- показатели результата использования бюджетных ассигнований областного бюджета не всегда увязаны с целевыми индикаторами целевых программ Омской области.
Результатом обозначенных проблем является завышение потребности в бюджетных ассигнованиях областного бюджета на первоначальном этапе бюджетного планирования и, как следствие, внесение изменений в утвержденный закон Омской области об областном бюджете.
Кроме того, в целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах от 29 июня 2010 года в Омской области необходимо обеспечить переход на долгосрочное бюджетное планирование во взаимосвязи со стратегическими целями развития Омской области.
В целях принятия наиболее эффективных инструментов бюджетного планирования необходима реализация мероприятий по следующим направлениям:
- обеспечение взаимосвязи долгосрочных бюджетных прогнозов Омской области со стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года;
- совершенствование среднесрочного бюджетного планирования путем составления областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- утверждение формализованной методики прогнозирования доходов областного бюджета;
- совершенствование механизма использования реестра расходных обязательств Омской области в системе бюджетного планирования;