Действующий

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года (с изменениями на 16 октября 2013 года)

Раздел 1. Описание текущей ситуации в области повышения эффективности бюджетных расходов Омской области


Современное состояние бюджетной системы Омской области характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, повышением качества оказываемых государственных услуг Омской области, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.

Омская область включена Министерством регионального развития Российской Федерации в число субъектов Российской Федерации, достигших наилучших значений показателей деятельности органов исполнительной власти по уровню эффективности деятельности, а также получила первое место по динамике эффективности деятельности за 2007 - 2009 годы.

Международным рейтинговым агентством "Moodys Investors Service" кредитный рейтинг Омской области зафиксирован по международной (глобальной шкале) на уровне Ва3, по национальной шкале на уровне Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность по отношению к другим субъектам Российской Федерации), прогноз по рейтингам - "стабильный".

Согласно оценке Министерства финансов Российской Федерации качество управления финансами в Омской области находится на высоком уровне. По итогам 2009 года Омской области присвоена I степень качества организации бюджетного процесса.

По итогам анализа Министерством регионального развития Российской Федерации антикризисных мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Омская область вошла в число восьми субъектов Российской Федерации, в которых разработаны и реализуются наиболее успешные антикризисные меры.

Во многом финансовая устойчивость Омской области была обеспечена за счет проводимой реформы бюджетного процесса в Омской области.

В 2007 - 2008 годах в Омской области была проведена масштабная работа по формированию нормативной правовой базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты: введена практика докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований областного бюджета, разрабатываются долгосрочные и ведомственные целевые программы Омской области, формируются государственные задания.

За последние пять лет успешно реализованы крупные проекты по автоматизации процессов планирования и исполнения областного бюджета.

Введена оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе) Омской области, а также мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.

На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления финансами в Омской области необходима дальнейшая модернизация бюджетного процесса в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне.

В связи с этим объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:

- необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств Омской области, реализации социально значимых целевых программ Омской области в условиях обоснованно сложившегося высокого уровня государственного долга Омской области;

- ожидаемое сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

- необходимость выполнения требований законодательства Российской Федерации, в том числе в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

- необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению государственных услуг (выполняемых работ) Омской области.

Кроме того, в Омской области существует ряд проблемных направлений, требующих решения для повышения эффективности управления финансами Омской области:

- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;

- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

- финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Омской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;

- не осуществлен переход на составление областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- межбюджетные трансферты местным бюджетам в большей степени имеют целевое назначение и не способствуют эффективной организации местного самоуправления;

- социально значимые государственные услуги Омской области не в полном объеме предоставляются в электронной форме;

- действующая система государственного финансового контроля в Омской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета.

В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие механизма социальной поддержки населения Омской области, повышение качества оказания государственных услуг (выполнения работ) Омской области, повышение эффективности деятельности органов государственной власти Омской области, а также на сохранение надлежащего качества управления финансами Омской области, устанавливаемого в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 3 декабря 2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".