В Омской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, продолжает увеличиваться доля граждан пожилого возраста в общей численности населения. Сегодня каждый пятый житель - пенсионер по возрасту (на начало 2010 года в Омской области проживало более 406 тысяч граждан пожилого возраста). В перспективе прогнозируется и дальнейшее повышение доли граждан пожилого возраста в составе населения.
В связи с этим проблемы граждан пожилого возраста все больше и больше выдвигаются на первый план и требуют своевременного решения.
Характерной чертой социально-экономического положения граждан пожилого возраста является их зависимость от трудоспособного населения, неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, невозможность в силу состояния здоровья и ряда других причин самостоятельно решать медицинские, социально-бытовые проблемы, организовывать досуг, ограничение возможности для полноценного участия в общественной жизни.
Как правило, граждане пожилого возраста выходят на пенсию в возрасте 55 - 65 лет. Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни.
Медицинская помощь пациентам старших возрастных групп оказывается во всех лечебно-профилактических учреждениях Омской области. Граждане пожилого возраста составляют более половины от общего числа пациентов, госпитализируемых в офтальмологические, кардиологические и терапевтические отделения, а также отделения сестринского ухода и хосписные. В целом в стационарных учреждениях здравоохранения Омской области каждый пятый пациент старше 60-летнего возраста.
В силу возрастных изменений состояния здоровья граждан пожилого возраста особое внимание необходимо уделять поддержанию их жизнеспособности и активности, профилактике различных заболеваний, а также развитию школ (учебных курсов) по уходу за лежачими и иными больными для родственников граждан пожилого возраста. В практику работы учреждений здравоохранения и социального обслуживания должны внедряться новые технологии и методы работы, в том числе в надомных условиях.
Должные усилия следует направить на оптимизацию среды жизнедеятельности и совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, особенно в сельской местности.
По состоянию на 1 января 2011 года в Омской области стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляют 2 геронтологических центра и 6 домов-интернатов, где проживает свыше 2 тысяч граждан пожилого возраста. В 2010 году более 176 тысяч граждан пожилого возраста получили социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания Омской области нестационарного типа (более 40 процентов от общего числа всех пенсионеров, проживающих в Омской области).
В настоящее время в государственных учреждениях Омской области создана хорошая материально-техническая база, однако она требует усовершенствования, исходя из современных требований, предъявляемых к организации социального обслуживания пожилых людей. В большинстве государственных учреждений Омской области не в полной мере созданы необходимые условия для организации досуговой деятельности пожилых людей, есть необходимость в музыкальных инструментах, сценических костюмах, оборудованных спортивных площадках. Не все учреждения оснащены эргономичным оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста. Существует потребность в современном технологическом оборудовании для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и создания эффективных технологических модулей организации досуга пожилых людей.
Не теряет актуальности проблема доступности и своевременности предоставления пожилым гражданам стационарного социального обслуживания, обусловленная наличием очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Также большое значение приобретает вопрос увеличения площадей спальных комнат в расчете на 1 человека.
Кроме того, с учетом специфики размещения населенных пунктов в сельской местности актуальным является развитие практики работы с гражданами пожилого возраста мобильных служб, деятельность которых направлена на социальное обслуживание малых и отдаленных населенных пунктов Омской области.
Вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь посредством участия в жизни различных клубов, детских учреждений, организация кружковой работы (рукоделие, вязание, кулинария и др.) позволит восполнить нехватку общения и будет способствовать появлению новых социальных контактов.
Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, испытывают трудности в установлении социальных контактов, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Одной из задач является кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста, в том числе расширение подготовки специалистов по практической социальной работе с пожилыми людьми. Важным звеном в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с гражданами пожилого возраста. Все усилия должны быть направлены на активизацию граждан пожилого возраста, побуждение их самостоятельно решать личные проблемы.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие исполнителей.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, а также снижению их социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п, - см. предыдущую редакцию).