Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 марта 2011 года N 31-п


Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы

(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:     
     постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п;
     постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п;
     постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п;
     постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 года N 71-п;
     постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 144-п;
     постановлением Правительства Омской области от 10 октября 2012 года N 218-п;
     постановлением Правительства Омской области от 9 ноября 2012 года N 236-п;
     постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п;
     постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2012 года N 295-п;
     постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 года N 67-п;
     постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п (газета "Омский вестник", N 37, 09.08.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 11 сентября 2013 года N 216-п (газета "Омский вестник", N 43, 20.09.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 244-п (газета "Омский вестник", N 47, 18.10.2013);
     постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)
____________________________________________________________________  


В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области

постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п, - см. предыдущую редакцию.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области разработать и принять в 2011 году целевые программы, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста.


Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
 Л.К. Полежаев



Приложение N 1
к постановлению Правительства Омской области
от 9 марта 2011 года N 31-п

     
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы

     

Паспорт
долгосрочной целевой программы Омской области
"Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы

____________________________________________________________________      

     Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п, - см. предыдущую редакцию

____________________________________________________________________

Наименование

Долгосрочная целевая программа Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Правительства Омской области от 3 февраля 2011 года N 10-рп "Об основных итогах работы Правительства Омской области в 2010 году и Плане действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2011 год"

Заказчик

Правительство Омской области

Исполнитель-координатор

Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд)

Исполнители

Минтруд;
Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав);
Министерство культуры Омской области (далее - Минкультуры);
Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области (далее - Минспорт);
Омская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (далее - ОООО ветеранов) (по согласованию)

Основные целевые индикаторы

- удельный вес государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа, соблюдающих норматив площади спальных комнат в расчете на 1 человека (не менее 6 кв.м), в общем числе государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа;
- доля жилых помещений государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области, признанных непригодными для проживания или аварийными, в общем числе жилых помещений государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области;
- доля граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги, в общем числе выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании;
- число граждан пожилого возраста, прошедших обучение основам компьютерной грамотности на базе компьютерных классов (клубов) государственных учреждений социального обслуживания Омской области, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста;
- количество услуг, предоставленных гражданам в Омской области мобильными социальными службами по социальному обслуживанию граждан, проживающих в малых и отдаленных населенных пунктах Омской области;
- число граждан пожилого возраста, получивших услуги в социальных клубах, действующих на базе нестационарных государственных учреждений социального обслуживания Омской области, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста

Сроки и этапы реализации

2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются

Финансовое обеспечение

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 384 956,78 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе:
- 2011 год - 59 793,33 тыс. рублей;
- 2012 год - 12 891,45 тыс. рублей;
- 2013 год - 69 766,6 тыс. рублей;
- 2014 год - 153 769,1 тыс. рублей;
- 2015 год - 88 736,3 тыс. рублей

Основные ожидаемые конечные результаты

Программа позволит к концу 2015 года:
- увеличить удельный вес государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа, соблюдающих норматив площади спальных комнат в расчете на 1 человека (не менее 6 кв.м), в общем числе государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа до 80,0 процента;
- не допустить признания жилых помещений государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области непригодными для проживания или аварийными;
- увеличить охват социальными услугами выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании, до 94 процентов;
- увеличить до 1 200 человек число граждан пожилого возраста, прошедших обучение основам компьютерной грамотности на базе компьютерных классов (клубов) государственных учреждений социального обслуживания Омской области, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста;
- увеличить до 55 тысяч количество услуг, предоставленных гражданам в Омской области мобильными социальными службами по социальному обслуживанию граждан, проживающих в малых и отдаленных населенных пунктах Омской области;
- увеличить число граждан пожилого возраста, получивших услуги в социальных клубах, действующих на базе нестационарных государственных учреждений социального обслуживания Омской области, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста, до 46 человек на 1000 пенсионеров по старости


I. Сущность решаемых Программой проблем


В Омской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, продолжает увеличиваться доля граждан пожилого возраста в общей численности населения. Сегодня каждый пятый житель - пенсионер по возрасту (на начало 2010 года в Омской области проживало более 406 тысяч граждан пожилого возраста). В перспективе прогнозируется и дальнейшее повышение доли граждан пожилого возраста в составе населения.

В связи с этим проблемы граждан пожилого возраста все больше и больше выдвигаются на первый план и требуют своевременного решения.

Характерной чертой социально-экономического положения граждан пожилого возраста является их зависимость от трудоспособного населения, неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, невозможность в силу состояния здоровья и ряда других причин самостоятельно решать медицинские, социально-бытовые проблемы, организовывать досуг, ограничение возможности для полноценного участия в общественной жизни.         

Как правило, граждане пожилого возраста выходят на пенсию в возрасте 55 - 65 лет. Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни.

Медицинская помощь пациентам старших возрастных групп оказывается во всех лечебно-профилактических учреждениях Омской области. Граждане пожилого возраста составляют более половины от общего числа пациентов, госпитализируемых в офтальмологические, кардиологические и терапевтические отделения, а также отделения сестринского ухода и хосписные. В целом в стационарных учреждениях здравоохранения Омской области каждый пятый пациент старше 60-летнего возраста.

В силу возрастных изменений состояния здоровья граждан пожилого возраста особое внимание необходимо уделять поддержанию их жизнеспособности и активности, профилактике различных заболеваний, а также развитию школ (учебных курсов) по уходу за лежачими и иными больными для родственников граждан пожилого возраста. В практику работы учреждений здравоохранения и социального обслуживания должны внедряться новые технологии и методы работы, в том числе в надомных условиях.

Должные усилия следует направить на оптимизацию среды жизнедеятельности и совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, особенно в сельской местности.

По состоянию на 1 января 2011 года в Омской области стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляют 2 геронтологических центра и 6 домов-интернатов, где проживает свыше 2 тысяч граждан пожилого возраста. В 2010 году более 176 тысяч граждан пожилого возраста получили социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания Омской области нестационарного типа (более 40 процентов от общего числа всех пенсионеров, проживающих в Омской области).

В настоящее время в государственных учреждениях Омской области создана хорошая материально-техническая база, однако она требует усовершенствования, исходя из современных требований, предъявляемых к организации социального обслуживания пожилых людей. В большинстве государственных учреждений Омской области не в полной мере созданы необходимые условия для организации досуговой деятельности пожилых людей, есть необходимость в музыкальных инструментах, сценических костюмах, оборудованных спортивных площадках. Не все учреждения оснащены эргономичным оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста. Существует потребность в современном технологическом оборудовании для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и создания эффективных технологических модулей организации досуга пожилых людей.

Не теряет актуальности проблема доступности и своевременности предоставления пожилым гражданам стационарного социального обслуживания, обусловленная наличием очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Также большое значение приобретает вопрос увеличения площадей спальных комнат в расчете на 1 человека.

Кроме того, с учетом специфики размещения населенных пунктов в сельской местности актуальным является развитие практики работы с гражданами пожилого возраста мобильных служб, деятельность которых направлена на социальное обслуживание малых и отдаленных населенных пунктов Омской области.

Вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь посредством участия в жизни различных клубов, детских учреждений, организация кружковой работы (рукоделие, вязание, кулинария и др.) позволит восполнить нехватку общения и будет способствовать появлению новых социальных контактов.

Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, испытывают трудности в установлении социальных контактов, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

Одной из задач является кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста, в том числе расширение подготовки специалистов по практической социальной работе с пожилыми людьми. Важным звеном в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с гражданами пожилого возраста. Все усилия должны быть направлены на активизацию граждан пожилого возраста, побуждение их самостоятельно решать личные проблемы.

Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:

- ухудшение социально-экономической ситуации;

- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;

- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;

- неэффективное взаимодействие исполнителей.

Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, а также снижению их социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания.

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п, - см. предыдущую редакцию).

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является повышение к 2015 году качества жизни граждан пожилого возраста путем обеспечения доступности медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества.

Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

- осуществление мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;

- организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста;

- осуществление деятельности по укреплению социальной защищенности и здоровья граждан пожилого возраста;

- оптимизация инфраструктуры социального обслуживания, развитие учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Омской области;

- кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста.

Мероприятия, предусматривающие осуществление мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста, а также мероприятия по организации свободного времени и культурного досуга будут способствовать созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения, достижению гармоничного развития личности пожилого человека через реализацию их творческого, художественного и интеллектуального потенциала.

Мероприятия, направленные на осуществление деятельности по укреплению социальной защищенности и здоровья граждан пожилого возраста, позволят повысить качество предоставления социальных услуг и создать условия для предоставления социальных услуг гражданам старшего поколения в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания, а также будут способствовать профилактике различных заболеваний, распространенных среди указанной категории граждан. В работе учреждений здравоохранения и социального обслуживания Омской области найдут широкое практическое применение новые технологии и методы работы по укреплению здоровья граждан пожилого возраста, в том числе в надомных условиях.

Мероприятия, нацеленные на оптимизацию инфраструктуры социального обслуживания, развитие учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Омской области, позволят полностью учесть потребность граждан пожилого возраста в стационарном и нестационарном социальном обслуживании, обеспечить качественное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических центрах и домах-интернатах, в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания, а также будут способствовать развитию мобильных служб, обеспечивающих деятельность по социальному обслуживанию граждан в малых и отдаленных населенных пунктах Омской области.

Мероприятия по кадровому обеспечению служб, работающих с гражданами пожилого возраста, позволят улучшить подготовку специалистов по практической социальной работе, создадут условия для плановой подготовки и повышения квалификации персонала учреждений социального обслуживания Омской области, стимулирования работников. Проведение конкурсов на звание "Лучший по профессии" среди специалистов социальных служб позволит усилить блок мероприятий данного направления, а также подчеркнет особую роль социальных работников в жизни современного общества.

В ходе выполнения Программы будет осуществляться ее информационное сопровождение. В средствах массовой информации, в том числе в электронных и печатных изданиях, найдут отражение различные вопросы, связанные с социальной защитой и социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, деятельностью органов исполнительной власти Омской области, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта, общественных организаций, мерами по улучшению жизнедеятельности и повышением качества их жизни.

В целом достижение цели и выполнение задач Программы будет способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной социальной политики, указанным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.

(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п, - см. предыдущую редакцию)

III. Сроки реализации Программы


Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011 - 2015 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»