от 9 марта 2011 года N 31-п
Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы
(с изменениями на 24 декабря 2013 г.)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 г. на основании постановления
Правительства Омской области от 13 ноября 2013 года N 292-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п;
постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п;
постановлением Правительства Омской области от 29 декабря 2011 года N 274-п;
постановлением Правительства Омской области от 4 апреля 2012 года N 71-п;
постановлением Правительства Омской области от 18 июля 2012 года N 144-п;
постановлением Правительства Омской области от 10 октября 2012 года N 218-п;
постановлением Правительства Омской области от 9 ноября 2012 года N 236-п;
постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 278-п;
постановлением Правительства Омской области от 26 декабря 2012 года N 295-п;
постановлением Правительства Омской области от 10 апреля 2013 года N 67-п;
постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п (газета "Омский вестник", N 37, 09.08.2013);
постановлением Правительства Омской области от 11 сентября 2013 года N 216-п (газета "Омский вестник", N 43, 20.09.2013);
постановлением Правительства Омской области от 9 октября 2013 года N 244-п (газета "Омский вестник", N 47, 18.10.2013);
постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п (газета "Омский вестник", N 62, 27.12.2013)
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2007 года N 87-п, Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
2. Пункт исключен постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2011 года N 194-п, - см. предыдущую редакцию.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области разработать и принять в 2011 году целевые программы, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Долгосрочная целевая программа Омской области
"Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы
____________________________________________________________________
Паспорт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 351-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование | Долгосрочная целевая программа Омской области "Старшее поколение" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего правового акта) | |
Заказчик | Правительство Омской области |
Исполнитель-координатор | Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд) |
Исполнители | Минтруд; |
Основные целевые индикаторы | - удельный вес государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа, соблюдающих норматив площади спальных комнат в расчете на 1 человека (не менее 6 кв.м), в общем числе государственных стационарных учреждений социального обслуживания Омской области общего типа; |
Сроки и этапы реализации | 2011 - 2015 годы. Этапы реализации Программы не выделяются |
Финансовое обеспечение | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 384 956,78 тыс. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе: |
Основные ожидаемые конечные результаты | Программа позволит к концу 2015 года: |
В Омской области, как и в большинстве субъектов Российской Федерации, продолжает увеличиваться доля граждан пожилого возраста в общей численности населения. Сегодня каждый пятый житель - пенсионер по возрасту (на начало 2010 года в Омской области проживало более 406 тысяч граждан пожилого возраста). В перспективе прогнозируется и дальнейшее повышение доли граждан пожилого возраста в составе населения.
В связи с этим проблемы граждан пожилого возраста все больше и больше выдвигаются на первый план и требуют своевременного решения.
Характерной чертой социально-экономического положения граждан пожилого возраста является их зависимость от трудоспособного населения, неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, невозможность в силу состояния здоровья и ряда других причин самостоятельно решать медицинские, социально-бытовые проблемы, организовывать досуг, ограничение возможности для полноценного участия в общественной жизни.
Как правило, граждане пожилого возраста выходят на пенсию в возрасте 55 - 65 лет. Прекращение работы на производстве и выход на пенсию объективно влекут за собой изменение социального статуса и связанного с ним образа жизни.
Медицинская помощь пациентам старших возрастных групп оказывается во всех лечебно-профилактических учреждениях Омской области. Граждане пожилого возраста составляют более половины от общего числа пациентов, госпитализируемых в офтальмологические, кардиологические и терапевтические отделения, а также отделения сестринского ухода и хосписные. В целом в стационарных учреждениях здравоохранения Омской области каждый пятый пациент старше 60-летнего возраста.
В силу возрастных изменений состояния здоровья граждан пожилого возраста особое внимание необходимо уделять поддержанию их жизнеспособности и активности, профилактике различных заболеваний, а также развитию школ (учебных курсов) по уходу за лежачими и иными больными для родственников граждан пожилого возраста. В практику работы учреждений здравоохранения и социального обслуживания должны внедряться новые технологии и методы работы, в том числе в надомных условиях.
Должные усилия следует направить на оптимизацию среды жизнедеятельности и совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, особенно в сельской местности.
По состоянию на 1 января 2011 года в Омской области стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста осуществляют 2 геронтологических центра и 6 домов-интернатов, где проживает свыше 2 тысяч граждан пожилого возраста. В 2010 году более 176 тысяч граждан пожилого возраста получили социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания Омской области нестационарного типа (более 40 процентов от общего числа всех пенсионеров, проживающих в Омской области).
В настоящее время в государственных учреждениях Омской области создана хорошая материально-техническая база, однако она требует усовершенствования, исходя из современных требований, предъявляемых к организации социального обслуживания пожилых людей. В большинстве государственных учреждений Омской области не в полной мере созданы необходимые условия для организации досуговой деятельности пожилых людей, есть необходимость в музыкальных инструментах, сценических костюмах, оборудованных спортивных площадках. Не все учреждения оснащены эргономичным оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста. Существует потребность в современном технологическом оборудовании для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий и создания эффективных технологических модулей организации досуга пожилых людей.
Не теряет актуальности проблема доступности и своевременности предоставления пожилым гражданам стационарного социального обслуживания, обусловленная наличием очередности в стационарные учреждения социального обслуживания. Также большое значение приобретает вопрос увеличения площадей спальных комнат в расчете на 1 человека.
Кроме того, с учетом специфики размещения населенных пунктов в сельской местности актуальным является развитие практики работы с гражданами пожилого возраста мобильных служб, деятельность которых направлена на социальное обслуживание малых и отдаленных населенных пунктов Омской области.
Вовлечение граждан пожилого возраста в общественную жизнь посредством участия в жизни различных клубов, детских учреждений, организация кружковой работы (рукоделие, вязание, кулинария и др.) позволит восполнить нехватку общения и будет способствовать появлению новых социальных контактов.
Граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социально-культурном пространстве, испытывают трудности в установлении социальных контактов, что имеет негативные последствия не только для них самих, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального и торгово-бытового обслуживания, организации культурного досуга, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам граждан пожилого возраста приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
Одной из задач является кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста, в том числе расширение подготовки специалистов по практической социальной работе с пожилыми людьми. Важным звеном в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты с гражданами пожилого возраста. Все усилия должны быть направлены на активизацию граждан пожилого возраста, побуждение их самостоятельно решать личные проблемы.
Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на улучшение качества жизни граждан пожилого возраста. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Основными рисками, которые могут осложнить решение обозначенных проблем программно-целевым методом, являются:
- ухудшение социально-экономической ситуации;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий;
- несвоевременность финансирования запланированных мероприятий;
- неэффективное взаимодействие исполнителей.
Указанные риски могут привести к снижению уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, а также снижению их социальной активности и, как следствие, снижению социальной независимости, что, в свою очередь, увеличит потребность в бюджетных средствах для обеспечения жизнедеятельности граждан пожилого возраста путем предоставления им дополнительных мер социальной поддержки и социального обслуживания.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 29 июня 2011 года N 116-п, - см. предыдущую редакцию).
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является повышение к 2015 году качества жизни граждан пожилого возраста путем обеспечения доступности медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества.
Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:
- осуществление мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;
- организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста;
- осуществление деятельности по укреплению социальной защищенности и здоровья граждан пожилого возраста;
- оптимизация инфраструктуры социального обслуживания, развитие учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Омской области;
- кадровое обеспечение служб, работающих с гражданами пожилого возраста.
Мероприятия, предусматривающие осуществление мер по совершенствованию коммуникационных связей, развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста, а также мероприятия по организации свободного времени и культурного досуга будут способствовать созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения, достижению гармоничного развития личности пожилого человека через реализацию их творческого, художественного и интеллектуального потенциала.
Мероприятия, направленные на осуществление деятельности по укреплению социальной защищенности и здоровья граждан пожилого возраста, позволят повысить качество предоставления социальных услуг и создать условия для предоставления социальных услуг гражданам старшего поколения в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания, а также будут способствовать профилактике различных заболеваний, распространенных среди указанной категории граждан. В работе учреждений здравоохранения и социального обслуживания Омской области найдут широкое практическое применение новые технологии и методы работы по укреплению здоровья граждан пожилого возраста, в том числе в надомных условиях.
Мероприятия, нацеленные на оптимизацию инфраструктуры социального обслуживания, развитие учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста на территории Омской области, позволят полностью учесть потребность граждан пожилого возраста в стационарном и нестационарном социальном обслуживании, обеспечить качественное социальное обслуживание граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических центрах и домах-интернатах, в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания, а также будут способствовать развитию мобильных служб, обеспечивающих деятельность по социальному обслуживанию граждан в малых и отдаленных населенных пунктах Омской области.
Мероприятия по кадровому обеспечению служб, работающих с гражданами пожилого возраста, позволят улучшить подготовку специалистов по практической социальной работе, создадут условия для плановой подготовки и повышения квалификации персонала учреждений социального обслуживания Омской области, стимулирования работников. Проведение конкурсов на звание "Лучший по профессии" среди специалистов социальных служб позволит усилить блок мероприятий данного направления, а также подчеркнет особую роль социальных работников в жизни современного общества.
В ходе выполнения Программы будет осуществляться ее информационное сопровождение. В средствах массовой информации, в том числе в электронных и печатных изданиях, найдут отражение различные вопросы, связанные с социальной защитой и социальным обслуживанием граждан пожилого возраста, деятельностью органов исполнительной власти Омской области, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, культуры и спорта, общественных организаций, мерами по улучшению жизнедеятельности и повышением качества их жизни.
В целом достижение цели и выполнение задач Программы будет способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной социальной политики, указанным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 7 августа 2013 года N 175-п, - см. предыдущую редакцию)
III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2011 - 2015 годов. Отдельные этапы реализации Программы не выделяются.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы