Цель. Повышение эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами Омской области.
Деятельность Министерства в 2009 - 2010 годах была направлена на практическую реализацию в бюджетном процессе Омской области механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, с одновременной их автоматизацией, в том числе:
1) планирование областного бюджета на 2011 год полностью осуществлялось в единой системе управления бюджетным процессом Омской области (далее - ЕСУ БП);
2) областной бюджет переведен на программно-целевой принцип (на 2010 год более 80 процентов расходной части бюджета Омской области переведено в программно-целевой формат);
3) осуществлено методологическое обеспечение и реализация докладов о результатах и основных направлениях деятельности, а также долгосрочных и ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования Омской области;
4) осуществлено совершенствование процесса составления и ведения реестров расходных обязательств по Омской области и свода реестров расходных обязательств муниципальных образований Омской области;
5) планирование бюджетных ассигнований на 2011 год проводилось по уникальной системе кодировки;
6) продолжено активное развитие системы межбюджетных отношений, в том числе:
- внедрена практика предоставления местным бюджетам дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов;
- усовершенствован порядок предоставления субсидий местным бюджетам из Областного фонда софинансирования расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений муниципальных образований Омской области;
- усовершенствована методика распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области в части расчета налогового потенциала и отмены стимулирующей части дотации;
- осуществлена переориентация предоставления финансовой помощи из областного бюджета в пользу дотаций (отмена субсидий местным бюджетам на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов получателями средств местных бюджетов с одновременным увеличением нецелевой финансовой помощи местным бюджетам) в целях корректировки механизмов оказания в 2011 году финансовой помощи местным бюджетам;
7) разработана система мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета, и проведен указанный мониторинг по итогам 2009 года;
8) усовершенствован механизм проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области, в частности, уточнен перечень показателей оценки качества и дополнен индикаторами использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. В 2010 году осуществлена автоматизация проведения оценки качества.
9) разработано и принято положение о формах и порядке осуществления финансового контроля органами исполнительной власти Омской области;
10) разработан и принят порядок проведения Министерством внешней проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов, в соответствии с которым проведены проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70 процентов.
Одновременно Министерством проводились меры, направленные на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Омской области:
- с момента принятия областного и местных бюджетов на 2009 год их параметры по налоговым и неналоговым доходам были сокращены в целом на 10,5 млрд. рублей или на 22,3 процента;
- введен ряд ограничений на принятие получателями средств областного бюджета новых договорных обязательств с контрагентами;
- обеспечено частичное сокращение размера дефицита областного бюджета на 1,9 млрд. рублей или на 3,1 процентных пункта по сравнению с первоначально принятым планом;
- обеспечено значительное сокращение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Омской области более чем в 2 раза, в результате чего на 1 января 2010 года она составила порядка 402,0 млн. рублей;
- подписаны дополнительные соглашения с банками-кредиторами о снижении процентных ставок за пользование кредитами;
- производилось досрочное рефинансирование кредитных ресурсов на более выгодных условиях;
- усовершенствованы методы расчета нормативов формирования расходов на оплату труда и содержание органов местного самоуправления, направленные на сокращение этих нормативов на 2010 год по сравнению с 2009 годом до 10 процентов.
В условиях реформирования бюджетной системы на федеральном уровне система управления государственными и муниципальными финансами Омской области требует дальнейшего совершенствования и модернизации.
В 2011 - 2013 годах планируется сосредоточить работу Министерства на реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Правительством Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, и Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р.
Для обеспечения работы по указанным направлениям целью деятельности Министерства на 2011 - 2013 годы определено повышение эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами Омской области.
Достижение цели деятельности Министерства будет осуществляться путем дальнейшей оптимизации бюджетного процесса и внедрения новых инструментов управления общественными финансами в Омской области в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления государственным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов, а также повышения эффективности использования существующих ресурсов для достижения максимальных результатов.