Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение граждан, проживающих в Омской области, качественным начальным, средним и дополнительным профессиональным образованием" на 2011 - 2012 годы (с изменениями на 29 декабря 2012 г.)

     

I. Содержание проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Программы


Программа является частью системы комплексного планирования социально-экономического развития Омской области, базируется на прогнозе социально-экономического развития Омской области на период до 2012 года и представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на обеспечение прав граждан, проживающих в Омской области, на получение качественного начального профессионального образования, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования (далее - профессиональное образование). В современной модели российского образования одним из требований к системе профессионального образования является её направленность на удовлетворение потребности регионального рынка труда.

Система профессионального образования Омской области представленная 35 бюджетными образовательными учреждениями начального профессионального образования (далее - образовательные учреждения НПО) и 14 бюджетными образовательными учреждениями среднего профессионального образования (далее - образовательные учреждения СПО) обеспечивает реальный сектор экономики Омской области квалифицированными рабочими и специалистами. В образовательных учреждениях НПО обучение ведется по 12 отраслям производств, 66 профессиям; в образовательных учреждениях СПО - по 11 укрупненным группам специальностей, 44 специальностям и 5 профессиям.

В системе начального профессионального образования на 1 января 2010 года обучается 14080 человек, из них более половины в учреждениях, расположенных на территории г. Омска (7113 человек). В системе СПО по очной форме обучения за счет средств областного бюджета обучается 5493 студента, из которых 1264 обучается в 4-х образовательных учреждений СПО Омской области. При снижении в целом контингента обучающихся (демографический кризис, снижение престижа рабочих профессий), отмечается тенденция роста числа обучающихся из социально уязвимых групп молодежи.

Наиболее актуальными проблемами в сфере начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, на решение которых направлена Программа, являются:

- несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному параметру: по одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворительный спрос и избыточное предложение рабочей силы. С одной стороны - квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей (5 - 6 квалификационный разряд и опыт работы по профессии), а с другой - уровень предлагаемой работникам оплаты труда не всегда удовлетворяет их потребности (и в некоторых случаях ниже прожиточного минимума).

- ограниченность материально-технических ресурсов государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов);

- недостаточно высокий уровень развития сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования с работодателями, образовательными учреждениями начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования;

- дефицит профессиональных кадров, готовых к реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования. Ресурс профессионального образования Омской области - возможность системы учреждений профессионального образования обеспечить реальный сектор экономики области квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с государственными образовательными стандартами и потребностями регионального рынка труда.

Проблемы в сфере профессионального образования области выявлены по данным государственной статистики и мониторинга рынков труда и образовательных услуг, анализа деятельности учреждений профессионального образования и на рынке труда:

- анализ кадрового потенциала системы начального профессионального образования Омской области показал, что из 1950 инженерно-педагогических работников 56% имеют высшее профессиональное образование, 33% - среднее профессиональное образование, остальные 11% - работники с начальным профессиональным образованием. Кроме того, сохраняется тенденция к "старению" кадров, отмечается недостаточный уровень подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. В связи с чем, достаточно остро стоит проблема привлечения и закрепления молодых специалистов в систему профессионального образования, повышения общего уровня образования работников системы начального профессионального образования.

- материально-техническая обеспеченность системы НПО Омской области в целом характеризуется существенным дефицитом современного производственного оборудования, моральным и физическим износом основных фондов до 100%, и как следствие - снижение качества подготовки квалифицированных рабочих.