Снижение энергоемкости валового регионального продукта и создание на этой основе условий для обеспечения устойчивого развития экономики и повышения ее конкурентоспособности является одним из приоритетов государственной политики в Омской области.
Потребление электрической энергии в Омской области составляет в среднем 10,4 млрд. кВт.ч, топлива 5,4 млн. тонн условного топлива (далее - у.т.), что в расчете на рубль валового регионального продукта составляет 0,03 кВт.ч и 0,05 кг у.т. соответственно и выше среднероссийских показателей на 5,2 процента. Это обусловлено как природно-климатическими условиями региона, так и структурой валового регионального продукта, в котором доля энергоемких промышленных производств составляет 40 процентов.
Дальнейшее развитие топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов Омской области сдерживается высокой степенью износа оборудования, дефицитом резервных генерирующих мощностей и сетей тепло- и электроснабжения, зависимостью от поставок топлива из других регионов. Топливно-энергетический баланс Омской области недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, энергосистема Омской области является дефицитной в части производства электрической энергии, только 65 процентов потребности региона в электроэнергии покрывается за счет собственной выработки омскими теплоэлектроцентралями. При этом удельный расход у.т. на 1 отпущенный кВт.ч электроэнергии, вырабатываемой омскими теплоэлектроцентралями, выше среднероссийского показателя на 9,6 процента. Производство тепловой энергии также характеризуется высоким уровнем энергетических издержек. Так, на выработку 1 Гкал расходуется 157,7 кг у.т., что выше среднероссийского показателя на 8,7 процента.
Определение нормативной потребности в топливно-энергетических ресурсах и финансовых средствах на их оплату для организаций бюджетной сферы Омской области производится в рамках ежегодного формирования топливно-энергетического баланса Омской области и баланса бюджетных расходов на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов Омской области. За 2009 год потребление организациями бюджетной сферы Омской области угля составило 85,8 тыс. тонн, что составляет более 89,5 процента в структуре топливно-энергетического баланса данной категории потребителей, природного газа 4,5 млн. куб.м (7,5 процента), мазута 1,5 тыс. тонн (3 процента). В 2009 году доля затрат на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов в общей структуре расходов консолидированного бюджета Омской области составила 4,2 процента.
В целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности экономики Омской области выполнен ряд организационных и технических мероприятий по снижению потерь электроэнергии при ее распределении и потреблении, созданию генерирующих источников на термальных водах, произведена замена значительного количества технически устаревшего оборудования котельных и тепловых сетей на энергоэффективное оборудование, приняты меры по оптимизации систем теплоснабжения городов и районов Омской области, замене электросчетчиков на приборы более высокого класса точности. По уровню газификации жилищного фонда Омская область занимает 1 место среди субъектов Сибирского федерального округа. Из 32 районов газифицировано 26, переведено на природный газ 156,3 тыс. домов и квартир, построено 4,5 тыс. км газопроводов, реконструировано и переведено на природный газ 398 котельных, а также теплоэлектроцентрали N 2 и N 4 в городе Омске. Доля природного газа в структуре топливопотребления Омской области выросла с 14 процентов в 1997 году до 44 процентов в 2009 году, а доля дорогостоящего вида топлива - мазута уменьшилась с 16,6 процента в 1997 году до 4,3 процента в 2009 году.
Остаются нерешенными следующие проблемы:
- высокая энергоемкость промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и сферы жилищно-коммунальных услуг;
- высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;
- недостаточно эффективное использование имеющихся мощностей по производству электрической и тепловой энергии, значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;
- низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных, возобновляемых и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов;
- недостаточная мотивация производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий;
- недостаточное оборудование зданий, строений и сооружений приборами учета энергетических ресурсов и воды.
В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличивать производство энергии с минимальными затратами. Для решения указанных проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления Омской области и организаций, направленных на активизацию процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, обеспечение надежного энергоснабжения потребителей Омской области, в том числе за счет создания альтернативных источников энергии, повышение роли проводимых энергетических обследований, обеспечение учета и контроля за потреблением энергоресурсов, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации конкретных проектов по энергоресурсосбережению.
Таким образом, проблема энергосбережения носит многоцелевой и межотраслевой характер, затрагивает интересы всех сфер экономики и социальной сферы, является одной из главных составляющих повышения конкурентоспособности экономики и может быть эффективно решена только программно-целевым методом. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать в рамках Программы имеющиеся государственные ресурсы и внебюджетные инвестиции для решения ключевых проблем в сфере энергоснабжения Омской области. Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, а также способствует эффективному планированию и мониторингу результатов реализации Программы.
Программа направлена на решение задач Энергетической стратегии России на период до 2030 года и соответствует основным направлениям развития экономики и социальной сферы Омской области.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
- увеличение темпов роста цен на энергоносители, в том числе вследствие либерализации цен на электроэнергию и газ;
- недостаточная активность хозяйствующих субъектов и населения в решении задач по энергосбережению;
- недостаточное ресурсное обеспечение запланированных мероприятий.
(Раздел в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 24 сентября 2013 года N 223-п, - см. предыдущую редакцию)