1. Сущность решаемых Программой проблем
Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего развития объектов транспортной инфраструктуры Омской области путем:
- завершения строительства аэропорта "Омск-Федоровка" и выноса аэропортовой деятельности за пределы города Омска;
- развития инфраструктуры аэропорта "Омск-Центральный";
- обеспечения населения Омской области услугами по пассажирским перевозкам скоростным внеуличным транспортом.
Действующий аэропорт "Омск-Центральный" расположен в 3 км от центра города Омска, окружен жилыми кварталами, что не соответствует требованиям безопасности взлета и посадки самолетов, санитарным нормам по уровню шумового воздействия и электромагнитных излучений, охраны окружающей среды. Инфраструктура аэропорта "Омск-Центральный" не обеспечивает эксплуатацию современных типов воздушных судов. Кроме того, существуют проблемы, связанные с техническим состоянием аэродрома. В целях обеспечения безопасности полетов введено обязательное буксирование воздушных судов с подкрыльным расположением двигателей, а также установлены ограничения по взлетной массе воздушных судов. Для снятия введенных ограничений необходимо строительство мест размещения воздушных судов на территории аэропорта "Омск-Центральный".
Существующее расположение аэропорта "Омск-Центральный" является главным фактором, препятствующим жилищному строительству и освоению Левобережной территории города Омска и территорий, прилегающих к траектории полета самолетов при снижении в аэропорту "Омск-Центральный", совокупная площадь которых составляет более 10 000 га.
Строительство современного аэропорта сыграет важную роль в развитии внешнеэкономических связей Омской области, позволит осуществлять перевозки пассажиров и грузов не только на территории Российской Федерации, но и транзитные перевозки из Европы, европейской части России в среднеазиатские страны СНГ, Китай, страны Юго-Восточной Азии.
Омская область, находясь на пересечении транспортных коридоров, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем, имеет все предпосылки для создания крупнейшего в Сибири транспортно-логистического центра на основе аэропортового комплекса. Для Омской области это означает дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест, новые возможности экономического роста.
На долю городского пассажирского транспорта приходится около 75 процентов среднесуточного объема пассажирских перевозок. Использование железной дороги для внутригородских перевозок ограничивается удаленностью прохождения линий Омского железнодорожного узла от жилых кварталов. Плотность магистральной системы улично-дорожной сети в городе Омске низкая, что в свою очередь отрицательно сказывается на плотности сети линий наземного общественного пассажирского транспорта, которая не превышает 1,2 км/кв.км. Поэтому для 40 процентов населения города Омска затраты времени при поездках от места проживания до места работы значительно превышают нормативные (более 40 мин).
Сложившаяся к настоящему времени сеть магистралей города Омска не обеспечивает надежность транспортных связей между отдельными планировочными районами, территориально расчлененными естественными и искусственными преградами, особенно между частями города Омска, разделенными р. Иртыш.
Шумовой дискомфорт от транспортного движения испытывает 75 процентов населения города Омска. Автомобильно-дорожный комплекс вносит в окружающую среду 87 процентов загрязнения атмосферы, которое зависит от технического состояния автотранспорта (30 процентов), конструкции автомобилей (30 процентов) и на 40 процентов от технического состояния дорог и организации дорожного движения.
В пределах первого пускового участка Омского метрополитена в настоящее время проживает около 300 тыс. человек, размещено около 40 тыс. рабочих мест, количество посетителей культурно-бытовых объектов составляет 180 тыс. человек/сутки.
Данные факторы обусловили необходимость создания в городе Омске скоростного внеуличного транспорта - метрополитена и строительства аэропорта "Омск-Федоровка".
Изменения, происходящие в Омской области в последние годы, характеризуются устойчивым ростом социально-экономических показателей в различных сферах. Дальнейшее развитие Омской области требует модернизации транспортной инфраструктуры и улучшения транспортного обслуживания населения.
Кроме того, в Омской области сложилась критическая ситуация по обновлению автобусного парка, эксплуатируемого на маршрутах регулярных перевозок, проходящих по территории Омской области. За пределами нормативного срока эксплуатации (7 лет) находится 77 процентов соответствующего подвижного состава.
Это создает существенные препятствия для обеспечения населения доступными и качественными транспортными услугами и влечет дополнительные затраты на обеспечение технической готовности транспортных средств.
Проблема транспортного обслуживания населения носит социально значимый характер и требует значительных бюджетных расходов и может быть эффективно решена только программно-целевым методом.
Основные преимущества программно-целевого метода заключаются в том, что он позволяет обеспечить консолидацию и целевое использование финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации мероприятий.
Необходимость использования программно-целевого метода обусловлена еще и тем, что проблемы транспортного обслуживания населения Омской области:
1) не могут быть эффективно решены без привлечения средств федерального бюджета и частных инвестиций;
2) не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов.
Вероятными последствиями отказа от применения программно-целевого метода может стать усложнение процесса планирования финансовых ресурсов на проведение мероприятий, предусмотренных Программой.
В связи с этим при реализации Программы возможны следующие риски:
1) снижение уровня инвестиционной активности субъектов частного бизнеса вследствие влияния мирового финансового кризиса;
2) нарушение инвестором обязательств по финансированию мероприятий Программы;
3) неэффективное использование средств областного бюджета в связи с несвоевременным финансированием инвестором мероприятий Программы.
Для минимизации последствий вышеназванных рисков необходимо четкое распределение прав, ответственности и рисков между государством и частным инвестором при реализации мероприятий Программы.