Точный учет ресурсов древесины обеспечивается при проведении лесоустройства. Требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом ФАЛХ от 12 декабря 2011 года N 516.
План проведения лесоустроительных работ и затраты на их проведение по лесничествам, расположенным на территории Омской области, в том числе по участковым лесничествам, приводится в приложении N 58 к Лесному плану.
В целях обеспечения контроля за соблюдением лесного законодательства Главное управление лесного хозяйства Омской области осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394.
За нарушение лесного законодательства установлена административная, уголовная ответственность. При этом привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Таким образом, лесное законодательство предусматривает всесторонний контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов. Наибольшие негативные изменения в лесах, расположенных на территории Омской области, связаны с рубкой леса (в том числе незаконной), лесными пожарами и повреждениями лесов вредителями и болезнями. Определенные, иногда существенные, изменения связаны с антропогенной деятельностью на территории лесного фонда и лесов, расположенных на других категориях земель. Поэтому контроль в первую очередь должен быть сосредоточен на соблюдении лесничествами, арендаторами и другими лесопользователями лесного законодательства с учетом выше названных проблем, а также при воспроизводстве лесов.
Главное управление лесного хозяйства Омской области в соответствии с планом мероприятий по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, на 2011 - 2014 годы взаимодействует с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области, Омской таможней, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Омской области. С территориальными подразделениями Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области ежегодно согласовываются графики совместных патрулирований по предотвращению незаконной заготовки и провоза древесины с проверкой транспортных средств, перевозящих древесину.
Сведения о мероприятиях по противодействию незаконным рубкам, проводимых Главным управлением лесного хозяйства Омской области, представлены в таблице 68.