Недействующий

Об утверждении Лесного плана Омской области (с изменениями на 18 ноября 2013 года)

Таблица 56

     
Протяженность дорог в лесничествах, расположенных на территории Омской области

Лесничества, расположенные на территории Омской области

Общая протяженность дорог, км

Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда, км

Кроме того, зимники

всего

в том числе

всего

в том числе круглогодового действия

железных

автомобильных

из них с твердым покрытием

грунтовых

из них круглогодового действия

Большереченское

664

-

664

51

614

154

20,8

4,80

Большеуковское

495

-

495

18

477

42

0,88

0,07

Васисское

728

-

728

-

728

63

0,75

0,06

Знаменское

421

-

421

-

421

36

2,91

0,25

Исилькульское

254

-

254

8

246

246

13,96

13,52

Калачинское

757

-

757

7

750

750

22,33

22,12

Крутинское

322

-

310

5

305

126

3,75

1,47

12

Любинское

309

-

309

51

258

258

18,73

15,64

Муромцевское

1409

-

1217

29

1188

903

9,05

5,80

192

Называевское

784

-

784

4

780

780

14,65

14,58

Омское

2303

40

2263

172

2091

2091

72,12

63,37

Саргатское

276

-

276

16

260

260

14,1

14

Седельниковское

551

-

452

5

447

293

1,77

0,94

99

Степное

66

-

66

10

56

4

10

0,61

Тарское

739

-

739

20

719

637

8,12

7

Тевризское

1570

-

1570

-

1570

293

2,15

0,40

Тюкалинское

453

-

453

41

412

412

16,29

14,82

Усть-Ишимское

652

-

387

-

387

387

1,17

0,65

265

Черлакское

135

-

135

10

125

125

13,64

12,63

Всего

12888

40

1228

447

11834

7860

3,28

2

568


Из общей протяженности дорог 4,4 процента приходится на временные дороги, функционирующие только в зимний период, они используются в 4 лесничествах, расположенных на территории Омской области. Наибольшая доля дорог (91,5 процента) приходится на автомобильные грунтовые дороги. Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования незначителен - 3,6 процента.

В 11 лесничествах, расположенных на территории Омской области, протяженность дорог на 1000 га земель лесного фонда колеблется от 8,12 до 40,18 км. При существующей интенсивности ведения лесного хозяйства указанной протяженности дорог достаточно для осуществления хозяйственной деятельности, в том числе охраны лесов. В остальных 7 лесничествах, расположенных на территории Омской области, на долю которых приходится 86,5 процента земель лесного фонда, протяженность дорог на 1000 га не достигает 3 км. Низкая обеспеченность территории северных лесничеств, расположенных на территории Омской области, автомобильными дорогами является одним из основных факторов, препятствующих рациональному использованию накопленных древесных ресурсов. В последнее десятилетие положение с обеспеченностью автомобильными дорогами северных лесничеств, расположенных на территории Омской области, ухудшилось вследствие прекращения деятельности леспромхозов. Поэтому изменилась и транспортная доступность лесных массивов. Более достоверную информацию о протяженности дорог и транспортной доступности территории северных лесничеств, расположенных на территории Омской области, можно будет получить после очередного цикла лесоустройства или проведения специальных натурных работ по обследованию состояния автомобильных дорог.

Экономическая доступность отдельных лесных насаждений и спелых лесных массивов связана с их географическим расположением, обеспеченностью территории путями транспорта, наличием рынков сбыта и местными потребностями в древесине, регламентированными ценами на уголь, газ, мазут, а также степенью их использования и удельным весом в топливном балансе, демографической ситуацией и многими другими факторами. Таким образом, определение экономической доступности возможно только на основании специальных исследований по научно-обоснованной методике.

Для целей лесного хозяйства в той или иной степени используются все дороги, имеющиеся в лесах, расположенных на территории Омской области. Вместе с тем на территории Омской области в настоящее время не хватает улучшенных дорог с твердым покрытием круглогодового действия. К тому же имеющиеся грунтовые дороги в пределах лесничеств, расположенных на территории Омской области, размещены крайне неравномерно. Недостаток улучшенных грунтовых дорог и неравномерность размещения их по территории Омской области создает большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств, расположенных на территории Омской области.

В лесничествах, расположенных на территории Омской области, ежегодно проводятся работы по строительству и ремонту дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения. Все работы по дорожному строительству выполняются лесничествами хозяйственным способом.

В зависимости от назначения лесохозяйственные дороги подразделяются на три типа:

I тип - магистральные дороги, объединяющие сеть дорог II и III типов и соединяющие лесные массивы с автомобильными дорогами общего пользования. Ширина их полотна - 6,5 м и более, ширина проезжей части - 4,5 м;

II тип - дороги, обслуживающие части территории земель лесного фонда и выходящие на магистральные дороги. Ширина их полотна - 4,5 - 6,5 м, ширина проезжей части - 3,5 м;

III тип - лесохозяйственные узкоспециализированные дороги, к которым относят противопожарные дороги, подъездные усы на лесосеках, дороги для доступа к питомникам, лесосеменным участкам и плантациям, для вывозки древесины от рубок ухода. Ширина их полотна - 4,5 м, ширина проезжей части - 3 м.

Повышение продуктивности лесов, расположенных на территории Омской области, улучшение их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда требуют более интенсивного строительства лесных дорог. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.

Преобладающие грунтовые автомобильные дороги в лесах не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов в связи с коротким периодом их эксплуатации (4 - 5 лет).

С целью освоения расчетной лесосеки за счет более интенсивного вовлечения в рубку спелых, перестойных лесных насаждений, независимо от их породного состава в эксплуатационных лесах, необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах - 11-14 км. Не менее 30-35 процентов этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование. Для рубок ухода за лесом дороги нужны еще больше, чем для рубок спелых, перестойных лесных насаждений. Для выполнения лесохозяйственных мероприятий в полном объеме необходимо иметь 10-15 км дорог на 1000 га земель лесного фонда. Поэтому в перспективе в лесах, расположенных на территории Омской области, необходимо проводить работы по капитальному ремонту имеющихся грунтовых автомобильных дорог, по строительству новых дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения и лесовозных дорог с твердым покрытием.

В соответствии со Схемой территориального планирования Омской области первоочередным объектом строительства и реконструкции является, в частности, строительство автомобильной дороги Тобольск - Тара - Томск, пересекающей Усть-Ишимский, Тевризский, Тарский и Седельниковский муниципальные районы Омской области.

Схема территориального планирования Омской области предусматривает развитие автомобильной дорожной сети Омской области как в меридиональном направлении (Горьковское - Саргатское - Тюкалинск), так и в широтном, в том числе строительство международного транспортного коридора Китай - Западная Сибирь - Приморье. В Омской области автомобильная дорожная составляющая этого коридора намечена на федеральной трассе Омск - Павлодар в южном направлении, а в северном направлении - по трассам Омск - Тюкалинск - Большие Уки - Тевриз (с мостом через реку Иртыш) и далее в Тюменской области к существующему мосту через реку Обь в районе города Сургута.