ПРИКАЗ
от 6 мая 2008 года N 21
Об утверждении ведомственной целевой программы "Профориентационное
сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы"
(с изменениями на 12 августа 2010 г.)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 28 января 2009 года N 5;
приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 4 августа 2009 года N 43-п;
приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 22 марта 2010 года N 24-п;
приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 12 августа 2010 года N 43-п
____________________________________________________________________
В целях формирования и развития комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области
приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа).
2. Бюджетному образовательному учреждению Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения":
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы;
2) предоставлять отчет об исполнении Программы в Министерство труда и социального развития Омской области не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 22 марта 2010 года N 24-п, - см. предыдущую редакцию).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социального развития Омской области О.Н. Бибика (пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 12 августа 2010 года N 43-п, - см. предыдущую редакцию).
Министр
А.В. Бесштанько
____________________________________________________________________
Приложение в редакции, введенной в действие приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 12 августа 2010 года N 43-п, - см. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Наименование субъекта | Министерство труда и социального развития Омской |
Наименование | "Профориентационное сопровождение и |
Цель и задачи | Цель: формирование и развитие комплексной |
Целевые индикаторы | Количество граждан, обеспеченных |
Сроки реализации | Реализация Программы осуществляется в течение |
Объемы и источники | Мероприятия Программы реализуются в пределах бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального |
Непосредственные | Увеличение количества граждан, обеспеченных |
Ожидаемый конечный | Формирование и развитие комплексной системы |
Ведомственная целевая программа "Профориентационное сопровождение и психологическая поддержка населения Омской области на 2008 - 2010 годы" (далее - Программа) направлена на создание системы комплексного психолого-профориентационного сопровождения человека в целях реализации его права на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Особенно актуальной является проблема дефицита кадров. Вакансии в таких сферах, как промышленность и строительство, занимают более 50% среди всех заявленных на рынке труда.
Результаты исследования профессиональных намерений молодежи и их сравнение с рейтингом профессий на рынке труда ежегодно показывают противоречия между потребностями рынка труда и профессиональными устремлениями молодежи.
Кроме того, в условиях появления новых предприятий, внедряющих прогрессивные формы деятельности, появляется проблема формирования нового типа работника, конкурентоспособного на рынке труда. Работодатели предъявляют требования не только к профессионально-функциональным, но и личностным качествам молодого специалиста. Наиболее востребованным на рынке труда считается специалист, способный рационально организовывать и планировать работу, быстро адаптироваться к изменениям, творчески подходить к делу, умеющий договариваться с людьми и работать в команде, обладающий организаторскими способностями и ответственным отношением к делу.
Профессиональное становление такого работника - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека и требующий постоянного психолого-профориентационного сопровождения. Причем психолого-профориентационное сопровождение должно осуществляться не только традиционными приемами, но и с использованием современных технологий, направленных на достижение баланса между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и потребностями рынка труда.
Однако сегодня вопросами психолого-профориентационной помощи полноценно занимается лишь незначительная часть субъектов системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области. Во многих учреждениях недооценивается роль профориентационного компонента как полноценной составляющей образовательного процесса, не учитывается, что психолого-профориентационное сопровождение должно вестись системно, в процессе всего периода обучения в учреждении. В таких учреждениях проводятся единичные профориентационные мероприятия и используются неэффективные формы работы.
Развитие системы психолого-профориентационного сопровождения населения Омской области возможно путем осуществления комплекса мер, направленных на создание условий согласованного взаимодействия субъектов этой системы в процессе обеспечения различных социальных и возрастных групп населения психолого-профориентационными услугами.
Определение четких целевых показателей психолого-профориентационной деятельности приведет не только к увеличению количества граждан, получивших психолого-профориентационную помощь, но и будет способствовать увеличению количества учреждений Омской области, активно внедряющих в своей деятельности современные психолого-профориентационные технологии.
Программа представляет собой комплекс мероприятий отраслевого характера, согласованных по содержанию, исполнителям, участвующим в реализации мероприятий Программы, организациям и срокам исполнения. Мероприятия Программы направлены на психолого-профориентационную помощь населению Омской области и научно-методическое сопровождение специалистов различных ведомств, оказывающих услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке.
Цель Программы - формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Основные задачи Программы:
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области профинформационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обеспечение населения Омской области психолого-профконсультационными услугами;
- формирование и реализация системы мероприятий, направленных на обучение и методическое сопровождение специалистов различных ведомств, являющихся субъектами системы профориентации и психологической поддержки населения Омской области.
Для цели и каждой задачи Программы определены целевые индикаторы и их значения на 2008 - 2010 годы. Описания целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3.1. Значение целевого индикатора "Количество граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами" определяется как общее количество человек, получивших практическую психолого-профориентационную помощь в бюджетном образовательном учреждении Омской области дополнительного профессионального образования "Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения" (далее - Омский центр профориентации).
3.2. Значение целевого индикатора "Количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы" определяется как общее количество учреждений, с которыми взаимодействует Омский центр профориентации и оказывает им методическую и практическую помощь в развитии психолого-профориентационной работы.
3.3. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах" определяется как общее количество человек, получивших профинформационную услугу в Омском центре профориентации.
3.4. Значение целевого индикатора "Количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь" определяется как общее количество человек, получивших психолого-профконсультационную услугу в Омском центре профориентации.
3.5. Значение целевого индикатора "Удельный вес граждан, сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации" определяется (в процентах) как отношение количества человек, решивших соответствующие профориентационные и психологические проблемы, к общему количеству человек, обратившихся за психолого-профконсультационной помощью в Омский центр профориентации.
3.6. Значение целевого индикатора "Количество специалистов различных учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам" определяется как общее количество специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.7. Значение целевого индикатора "Удельный вес специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии" определяется (в процентах) как отношение количества специалистов, освоивших современные психолого-профориентационные технологии, к общему количеству специалистов учреждений, получивших методическую помощь и прошедших обучение по психолого-профориентационным программам в Омском центре профориентации.
3.8. Значение целевого индикатора "Количество разработанных и опубликованных методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи" определяется как общее количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи.
Расчет целевых индикаторов осуществляется по итогам исполнения Программы за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации Программы. При расчете значения индикаторов используются количественные показатели и процентные соотношения количественных данных за год с нарастающим итогом в сравнении с показателем предыдущего года.
Оценка эффективности Программы будет производиться путем определения соотношения фактического и целевого значения показателей.
Мониторинг результативности реализации Программы будет осуществляться посредством сбора и анализа следующей информации:
- количество человек, обеспеченных психолого-профориентационными услугами в Омском центре профориентации;
- количество учреждений, которым оказана методическая и практическая помощь в развитии психолого-профориентационной работы;
- количество человек, получивших профинформационную помощь в Омском центре профориентации;
- количество граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь в Омском центре профориентации и в результате сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- количество специалистов различных ведомств, освоивших современные психолого-профориентационные технологии в процессе участия в обучающих семинарах и курсах повышения квалификации, проводимых Омским центром профориентации;
- количество разработанных и опубликованных Омским центром профориентации новых профинформационных материалов, методических пособий и рекомендаций по вопросам психолого-профориентационного сопровождения населения.
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов:
- увеличение количества граждан, обеспеченных психолого-профориентационными услугами;
- увеличение количества учреждений Омской области, внедряющих в свою деятельность современные психолого-профориентационные технологии;
- увеличение количества граждан, получивших информацию о рынке профессий и путях получения профессионального образования, возможностях профессионально-квалификационного роста и потребностях рынка труда в квалифицированных кадрах;
- увеличение количества граждан, получивших психолого-профконсультационную помощь и сделавших выбор профессии, определившихся с формой занятости, разрешивших психологические проблемы, сформировавших план профессиональной и личностной самореализации;
- увеличение количества специалистов различных учреждений, освоивших современные психолого-профориентационные технологии;
- создание базы методических материалов по вопросам психолого-профориентационной помощи населению.
Итоговым результатом Программы будет формирование и развитие комплексной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области, призванной обеспечить психолого-профориентационное сопровождение человека на всех этапах профессионального и личностного развития с учетом его потребностей, возможностей и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Перечень программных мероприятий (приложение N 2) определен на основе предварительного анализа состояния системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Омской области и предусматривает организацию деятельности Омского центра профориентации, в том числе:
- организацию согласованного взаимодействия с учреждениями, являющимися субъектами системы профессиональной и психологической поддержки населения Омской области;