1. Сущность решаемых Программой проблем
Проведенное за последние пять лет в Омской области реформирование жилищной сферы обеспечило переход к рыночным механизмам ее регулирования при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области предоставления жилья категориям граждан, имеющих право на льготу.
В настоящее время жилищный фонд Омской области составляет 42 млн. кв.м. Доля частного жилищного фонда составляет 88,5%. Объемы ввода в эксплуатацию жилья в 2006 году возросли по сравнению с 2004 годом в 1,7 раза и составили на одного жителя 0,45 кв.м. Обеспеченность жильем на душу населения возросла с 18,7 кв.м в 2004 году до 20,8 кв.м в 2006 году. Объемы жилищного строительства в Омской области неуклонно увеличиваются. За последние пять лет объемы ввода в эксплуатацию жилых домов возросли почти в 3 раза.
На основании мониторинга жилищного фонда по состоянию на 1 января 2007 года на территории Омской области имеется более 750 тыс. кв.м жилья, непригодного для проживания. Проблема обеспечения жильем населения, проживающего в ветхом и аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе первостепенных задач для Омской области.
Увеличение объемов жилищного строительства в Омской области должно быть обеспечено опережающим развитием инженерной инфраструктуры, так как дефицит необходимых инженерных сооружений приводит к удорожанию строительства и снижает инвестиционную активность. Износ многих объектов инженерной инфраструктуры превысил 60%, около четверти из них полностью отслужили свой срок.
Критическое состояние основных фондов жилищно-коммунального комплекса привело к увеличению аварийности, потере тепла и воды в инженерных коммуникациях, существенно превышающей нормативы. Соответственно работоспособность жилищно-коммунального комплекса значительно снизилась.
По состоянию на 1 января 2007 года 488 лифтов отработали предельно допустимый срок эксплуатации и требуют замены, 1638 лифтов требуют проведения капитального ремонта в целях продления срока эксплуатации.
Для повышения уровня качества предоставления услуг населению г. Омска, снижения затрат на содержание и обслуживание лифтов, формирования благоприятных условий перевода оставшейся части лифтов на круглосуточную работу необходимо также проводить работу по диспетчеризации лифтов (896 лифтов).
Территориальное планирование развития городских и сельских поселений Омской области осуществляется на основе генеральных планов. Разработка градостроительной документации в течение последних 10 лет практически не велась. Отсутствуют в необходимом объеме картографические и топографические материалы на территории поселений Омской области. Более 80% городских и сельских поселений имеют генеральные планы, разработанные в 1980-х годах, требующие корректировки либо новой разработки.
Также одной из проблем является долгий период оформления документов на строительство зданий, строений и сооружений, сложная процедура их получения и подтверждения права собственности на них.
Сегодня стратегическими целями жилищной политики являются:
- создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;
- совершенствование механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;
- обеспечение доступа на жилищный рынок различных категорий населения, нуждающихся в такой поддержке.
К 2007 году меры по разработке сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Омской области стали необходимым звеном в механизме эффективного расходования бюджетных средств. На основании проведенного мониторинга выявлена необходимость разработки новых методических документов и внесения изменений в ранее созданные.
Для решения указанных проблем необходимо использование программно-целевого метода. В настоящее время принятие и последующая реализация отдельных целевых программ Омской области, направленных на реализацию государственной жилищной политики в Омской области, представляются недостаточно целесообразными. В связи с этим в целях более эффективного расходования средств областного бюджета необходимо объединение соответствующих целевых программ Омской области в единую целевую программу Омской области.
Программа предусматривает объединение следующих целевых программ Омской области:
- целевой программы Омской области "Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Омской области на период до 2010 года";
- целевой программы Омской области "Формирование документов территориального планирования на 2006 - 2009 годы для обеспечения устойчивого развития территорий Омской области";
- целевой программы Омской области "Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года";
- целевой программы Омской области "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы.
Кроме того, Программа включает такие направления, как поддержка индивидуального жилищного строительства, а также оказание поддержки отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам, инвалидам, работникам бюджетной сферы.
В рамках Программы в соответствии с задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и в целях решения проблем ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы предполагается реализовать комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и увеличение предложений на рынке жилья, развитие и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, обеспечение комплексной застройки территорий муниципальных образований в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.
К основным рискам, которые могут осложнить применение программно-целевого метода, относятся:
- изменение федерального и областного законодательства, определяющего систему мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса Омской области;
- изменение стоимости сырья и материалов, необходимых для осуществления мероприятий Программы;
- инфляция;
- задержка сроков реализации Программы;