Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 16 апреля 2007 года N 15

О развитии реабилитационной помощи детям
в амбулаторно-поликлинических учреждениях Омской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Министерства
здравоохранения Омской области от 7 ноября 2012 года N 100

____________________________________________________________________

В целях совершенствования методического руководства и развития службы реабилитации и восстановительного лечения в лечебно-профилактических учреждениях, повышения качества оказания медицинской помощи детям Омской области

приказываю:

1. Утвердить:

1) методические рекомендации по порядку организации физической реабилитации детей первого года жизни согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

2) перечень (минимальный) оборудования для оснащения подразделения физической реабилитации детей первого года жизни в детских поликлиниках (отделениях) муниципальных учреждений здравоохранения Омской области согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

3) примерные штатные нормативы сотрудников подразделений физической реабилитации детей первого года жизни в детских поликлиниках (отделениях) муниципальных учреждений здравоохранения Омской области согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Директору государственного учреждения здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации":

1) в срок до 1 января 2008 года организовать базу данных специалистов, обеспечивающих проведение физической реабилитации детей первого года жизни в детских поликлиниках (отделениях) муниципальных учреждений здравоохранения Омской области;

2) в срок до 1 июля 2007 года разработать программу обучения и подготовки медицинских работников, занятых физической реабилитацией детей первого года жизни в детских поликлиниках (отделениях) муниципальных учреждений здравоохранения Омской области.

3. Главным врачам специализированных домов ребенка Омской области:

1) обеспечить подготовку специалистов для оказания реабилитационной помощи воспитанникам подведомственных учреждений;

2) подготовить заявки для дополнительного оснащения залов лечебной физкультуры, кабинетов физической реабилитации детей, кабинетов психомоторного развития и принять меры по созданию оптимальных условий для оказания реабилитационной помощи воспитанникам подведомственных учреждений.

4. Директору департамента здравоохранения Администрации города Омска, главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения муниципальных районов Омской области рекомендовать:

1) использовать в работе специалистами подведомственных учреждений методические рекомендации по порядку организации физической реабилитации детей первого года жизни в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу;

2) назначить ответственных лиц за организацию проведения физической реабилитации детей первого года жизни в подведомственных учреждениях;

3) выделить дополнительные штатные единицы и укомплектовать их специалистами для работы в подразделениях физической реабилитации детей первого года жизни подведомственных учреждений;

4) обеспечить подготовку в государственном учреждении здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации" специалистов подразделений физической реабилитации детей первого года жизни в подведомственных учреждениях;

5) принять меры по оснащению подразделений физической реабилитации детей первого года жизни подведомственных учреждений в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Омской области В.В. Обрывалина.

Министр здравоохранения
Омской области
 С.В. Моисеенко


Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения Омской области
от 16 апреля 2007 г. N 15

Методические рекомендации
по порядку организации физической реабилитации детей
первого года жизни

Методические рекомендации подготовлены с целью оказания организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям Омской области в рамках реализации приказа Министерства здравоохранения Омской области от 6 июля 2004 года N 141 "О совершенствовании службы реабилитации и восстановительного лечения в ЛПУ Омской области".

Методические рекомендации затрагивают аспекты организации работы, оснащенности отделения (кабинета) восстановительного лечения, квалификации специалистов, применения физических методов реабилитации, как в комплексном восстановительном лечении детей, так и в качестве самостоятельных лечебных процедур, направленных на профилактику возникновения возможных соматических заболеваний у детей вследствие различной патологии, возникающей в перинатальном периоде.

Опыт работы государственного учреждения здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации" (далее - ГУЗОО ЦВМР) показывает, что длительное, многократное, курсовое применение лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии значительно снижает риск возникновения различных заболеваний у детей первого года жизни и способствует профилактике ранней инвалидизации детей, имеющих в анамнезе перинатальную энцефалопатию различного генеза (церебральную ишемию), последствия родовых травм и т.п.

Методические рекомендации предназначены для использования при организации физической реабилитации детей первого года жизни (начиная с 2 - 4 недельного возраста) в отделениях (кабинетах) здорового ребенка центральных районных больниц и городских поликлиник, в городских детских больницах, в участковых больницах, врачебных амбулаториях, фельдшерско-акушерских пунктах.

Предлагаемые методические рекомендации основаны на организации применения физических методов реабилитации без каких-либо значительных дополнительных финансовых затрат, исходя из имеющейся численности персонала в учреждении. Вместе с тем, включение в штатное расписание лечебно-профилактических учреждений дополнительных ставок должностей специалистов по реабилитации.

Основные положения начального этапа организации
восстановительного лечения детей первого года жизни

1. Восстановительное лечение детей первого года жизни, основанное на применении физических средств реабилитации, организуется в отделениях (кабинетах) здорового ребенка силами существующих отделений (кабинетов) массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии, исходя из имеющейся штатной численности, либо за счет введения дополнительных ставок специалистов по медицинскому массажу, лечебной физкультуре и физиотерапии.

2. Основными контингентами являются:

1) дети первого года жизни (с возраста старше 21 дня) с различными отклонениями в состоянии здоровья;

2) дети первого года жизни, отстающие в физическом развитии и двигательной активности;

3) практически здоровые дети первого года жизни с целью профилактики возникновения двигательных нарушений, развития навыков движения, закаливания и профилактики простудных заболеваний.

3. Продолжительность лечения:

1) курс лечения составляет 15-20 процедур;

2) кратность лечения составляет 3 и более курсов в течение года.

Примерное (минимально необходимое) оснащение кабинета
(зала лечебно-физической культуры) физической реабилитации
детей первого года жизни

Кушетка массажная - 1 - 2 шт.

Фитбол - 1 шт.

Аппарат для физиолечения "Биоптрон" - 1 шт.

Площадь кабинета 8 кв.м. на 1 кушетку, но не менее 12 кв.м.

При расположении массажных кушеток в зале для лечебной физкультуры площадь составляет не менее 24 кв.м. на 1 кушетку.

Рекомендации к подбору специалистов для работы
в подразделениях по реабилитации детей первого года жизни

Средне-специальное медицинское образование.

Первичная специализация и сертификат по специальности "Медицинский массаж".

Специализация и сертификат по специальности "Лечебная физкультура".

Специализация (обучение) в ГУЗОО ЦВМР по методике восстановительного лечения детей первого года жизни (1 - 2 недели).

Обучение на рабочем месте в ГУЗОО ЦВМР по лечению аппаратом "Биоптрон".

Картотека кабинета

Картотека детей, подлежащих восстановительному лечению физическими методами реабилитации, организуется на основе и по принципам прививочной картотеки. С учетом календаря прививок назначается курс восстановительного лечения и определяется кратность курсов реабилитации в течение года, а при необходимости на более длительные сроки.

Ведение картотеки и определение очередности лечения возлагается на одного из специалистов (фельдшера или медсестру кабинета здорового ребенка, либо другого специалиста).

По картотеке осуществляется контроль графика проведения реабилитационных курсов, отслеживаются результаты и эффективность лечения в динамике.

Документация специалиста по реабилитации

1. Общемедицинская (карта больного лечебной физкультурой, технологическая карта массажа, карта больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете), журналы учета процедур и т.п.).

2. Специальная (карта динамического контроля, карта оценки психо-физиологического развития детей первого года жизни).

3. Отчет о работе специалистов и кабинета (ежемесячный, годовой и др.).

4. Лист-вкладыш в историю развития ребенка формы N 112-у "стимуляция развития ребенка первого года жизни" (СР) (приложение).

Отбор на восстановительное лечение, контроль длительности
курсов лечения, их эффективности и кратности

Отбор и распределение детей по группам риска, направление на восстановительное лечение, контроль длительности и периодичность курсов лечения осуществляется участковыми врачами-педиатрами с учетом показаний и противопоказаний, а также необходимой кратности реабилитационных курсов в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Оценка эффективности восстановительного лечения проводится, как минимум, по двум параметрам:

1 - развитие ребенка в соответствии с возрастом;

2 - оценка динамики психо-физиологического развития ребенка первого года жизни (основных двигательных навыков и т.п.) до начала и по окончании курса лечения.

Принимаются решения о длительности курса лечения, необходимости его продления, сроков проведения повторного курса физической реабилитации, проведения дополнительных консультаций в ГУЗОО ЦВМР, необходимости консультаций специалистов других специальностей и т.п.

Приложение
к методическим рекомендациям

Схема
листа-вкладыша к истории развития ребенка формы N 112-у
"стимуляция развития ребенка первого года жизни" (СР)

Карта оценки качества освоения основных движений на первом году жизни ребенка

Ф.И.О. _________________________ Дата поступления ____________

Возраст ___________              Диагноз _____________________

1 - 2 месяц жизни (1 этап)

N

Название движения - теста

N

1

2

1

Зрительное и слуховое сосредоточение

1ф2с

2

Зрительное слежение за игрушкой

1ф2с

3

Удержание головы вертикально в стойке
при поддержке подмышки

1ф3с

4

Упор лежа, прогнувшись на предплечьях

1ф3с

5

Удержание головы, лежа на животе

2ф3с

6

Рассматривание пальцев рук

2ф3с


(НПР НФЗ - С6, ОД НФЗ - С4)          Сумма баллов: НФ6 - С10

3 - 4 месяц жизни (2 этап)

N

Название движения - теста

N

1

2

7

Поворот головы на источник звука

3ф4с

8

Наклон головы вперед и полунаклон туловища
при потягивании за пальцы рук

3ф4с

9

Целенаправленное движение руки к игрушке

4ф5с

10

Размахивание руки с игрушкой

4ф5с

11

Упор лежа, прогнувшись

4ф5с

12

Поворот на живот

4ф6с

13

Поворот с живота на спину

4ф6с

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»