Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области

Приложение
к постановлению Законодательного
Собрания Омской области
"О Концепции реформирования
региональных финансов Омской области"

Концепция
реформирования региональных финансов Омской области

Введение

Концепция реформирования региональных финансов Омской области (далее - Концепция) разработана с учетом основных направлений реформирования системы управления финансами в целях осуществления реформы бюджетного процесса в Омской области.

Статус Концепции

Концепция разработана органами исполнительной власти Омской области, представители которой входят в состав рабочей группы, созданной в соответствии с распоряжением Губернатора Омской области от 6 апреля 2005 года N 79-р "О создании рабочей группы по подготовке заявки Омской области на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов". Ответственным разработчиком и исполнителем Концепции является Министерство финансов Омской области.

Правительство Омской области ежегодно представляет в Законодательное Собрание Омской области отчет о выполнении мероприятий Концепции.

Концепция является составной частью заявки Омской области для участия в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.

I. Краткий обзор социально-экономического положения Омской области

Омская область расположена на юге Западно-Сибирской равнины и граничит с Тюменской, Томской и Новосибирской областями, Республикой Казахстан. Территория Омской области занимает площадь 141,1 тыс. кв.км и простирается с севера на юг более чем на 600 км, с запада на восток - на 300 км. Расстояние от г. Москвы до г. Омска - 2555 км.

Численность населения Омской области на 1 января 2006 года - 2034,6 тыс. человек. Плотность населения - 14,4 человека на 1 кв.км. Доля городского населения в общей численности населения - 69,1 процента. Возрастная структура населения: в трудоспособном возрасте - 63,8 процента, моложе трудоспособного - 17,3 процента, старше трудоспособного - 18,9 процента.

Этнический состав: русские - 83,5 процента, казахи - 3,9 процента, немцы - 3,7 процента, украинцы - 3,7 процента, татары - 2,3 процента, другие национальности - 2,9 процента.

Крупные населенные пункты: административный центр - г. Омск (1138,8 тыс. человек), г. Тара (26,9 тыс. человек), г. Исилькуль (26,3 тыс. человек), г. Калачинск (23,7 тыс. человек), г. Называевск (12,6 тыс. человек), г. Тюкалинск (12,1 тыс. человек).

Омская область имеет хорошо развитую сеть транспортных коммуникаций, включающую почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Территорию Омской области пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль.

В настоящее время в Омской области сосредоточены крупные промышленные организации нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения, электроэнергетики, агропромышленного комплекса, обладающие значительным и во многом уникальным производственным потенциалом, развивается торговля и предпринимательство,  расширяется международное сотрудничество.

1. Конкурентные преимущества Омской области

Отличительной чертой экономики Омской области среди регионов Сибирского федерального округа является ее направленность на развитие обрабатывающего сектора.

Наиболее конкурентоспособны организации обрабатывающих производств: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки.

Определенным потенциалом развития обладает агропромышленный комплекс Омской области. Главный природный ресурс Омской области - земли сельскохозяйственного назначения с их относительно высоким инфраструктурным обустройством. Осуществление сельскохозяйственного производства осложняется суровыми климатическими условиями Сибири. В связи с этим необходимо селекционирование сортов пшеницы, кормовых и других культур, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, а также внедрение соответствующей агрокультуры. В то же время развитию сельскохозяйственного производства благоприятствует распределение населения Омской области между городом и деревней (0,56 - 0,44).

В недрах Омского Прииртышья открыт 21 вид полезных ископаемых, в том числе запасы нефти и газа, торфа, рудных песков, циркония и титана, строительных материалов (кирпичного и керамзитового сырья, песков), минеральных смесей, сапропеля, лечебных грязей. В 2001 году начато освоение южной части Крапивинского месторождения нефти, ведется его промышленная разработка. Продолжаются работы по обустройству Тевризского газоконденсатного месторождения. За счет природного газа, добытого на нем, газифицированы три северных района Омской области (всего газифицировано 25 районов из 32), нефть направляется на промышленную переработку.

Существенным вкладом в развитие экономики может стать вовлечение в промышленное освоение Тарской циркон-ильменитовой россыпи. В настоящее время там ведутся поисково-оценочные работы и опытная добыча.

Наличие в Омской области разнообразных природных эколого-рекреационных ресурсов определяет еще одно перспективное направление - развитие современной туристической индустрии на базе расширения существующих и создания новых туристско-рекреационных, лечебно-оздоровительных, курортных зон.

2. Социально-экономические показатели развития

В Омской области за период с 2004 по 2006 год отмечено значительное улучшение всех основных макроэкономических показателей. Прирост валового регионального продукта, характеризующего совокупное экономическое развитие Омской области, за три года (с учетом оценки 2006 года) составил около 44 процентов в сопоставимых ценах, что существенно выше общероссийской динамики - 21,6 процента.

Активная инвестиционная политика, проводимая Правительством Омской области, позволила существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, сделать его перспективным для вложения инвестиций как для российских, так и для иностранных инвесторов. Рейтинговым агентством "Мудис Интерфакс" в 2005 году Омской области присвоены долгосрочный кредитный рейтинг категории Aa3.ru (очень высокая кредитоспособность относительно других российских заемщиков) и краткосрочный кредитный рейтинг RUS-1 (исключительно высокая кредитоспособность по краткосрочным обязательствам). В 2006 году экспертами этого агентства проведен глубокий анализ перспектив развития Омской области, оценены экономические эффекты от реализации новых инвестиционных проектов, программ развития действующих производств. В результате, подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг Омской области на уровне Aa3.ru.

Благодаря реализации новых инвестиционных проектов, а также программ модернизации и развития действующих производств объем инвестиций в основной капитал за период 2004-2006 годов (с учетом оценки 2006 года) вырос в сопоставимых ценах более чем на 55 процентов. Высокий уровень инвестиционной активности способствовал интенсификации развития секторов экономики Омской области.

Происходит расширение географии внешней торговли. Особый импульс получило развитие внешнеэкономических связей с Китайской Народной Республикой, Чешской Республикой, Республикой Казахстан. В 2005 году в г. Омске открыто Консульство Республики Казахстан. Взаимовыгодные отношения с этими странами уже сегодня продуктивны. Статус приграничного региона также способствует активному сотрудничеству с зарубежными партнерами.

Большой потенциал развития формирует малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Оказание государственной поддержки развития малого предпринимательства позволяет эффективно решать проблемы занятости населения Омской области, развития инноваций, сферы услуг, способствует повышению уровня жизни среднего класса.

Доля организаций малого предпринимательства в общем количестве организаций Омской области составляет около 40 процентов. На его долю в обороте организаций приходится около 15 процентов.

Динамика основных показателей социально-экономического
развития Омской области в 2004-2006 годах