13.2. Обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов
в сфере бюджетного и налогового законодательства (A3)
Анализ исходного состояния
В настоящее время в Омской области внедрена и действует система внутренней экспертизы законопроектов, проводимая Министерством государственно-правового развития Омской области совместно с другими органами исполнительной власти Омской области.
Внутренняя экспертиза подразумевает проверку проектов нормативных правовых актов по следующим вопросам:
- соответствие федеральному и областному законодательству;
- оценка фактических финансовых последствий реализации правовых актов в Омской области;
- экономический эффект от реализации правовых актов Омской области.
Обязательность публичной независимой экспертизы законопроектов Омской области установлена только в отношении публичных слушаний общественными организациями, представителями муниципальных образований Омской области, представителями средств массовой информации по проектам закона об областном бюджете на очередной финансовый год и закона об исполнении бюджета за год.
План реформирования
В целях повышения прозрачности бюджетного процесса в Омской области на первом этапе реформирования региональных финансов предполагается проведение оценки фактических финансовых последствий реализации правовых актов в сфере бюджетной политики, принятых в последнем финансовом году. Работа по данному мероприятию будет осуществляться следующим образом:
- согласно Закону Омской области "О нормативных правовых актах Омской области" финансово-экономическое обоснование проводится только при подготовке проектов законов Омской области. Необходимо разработать формализованную процедуру подготовки финансово-экономического обоснования всех проектов правовых актов Омской области;
- при разработке органами исполнительной власти Омской области докладов о результатах и основных направлениях деятельности необходимо включать отчет о фактических финансовых последствиях реализации правовых актов, принятых в отчетном финансовом году, а также прогноз последствий реализации правовых актов, предполагаемых к принятию в текущем году.
На втором этапе необходимо внедрить процедуру публичной независимой экспертизы законопроектов в сфере бюджетной и налоговой политики:
- утверждение порядка проведения публичной независимой экспертизы (негосударственные, общественные и научные организации) проектов законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики. В целях реализации указанного мероприятия предполагается разработка положения о консультационном органе (совещательном совете), в который будут входить представители научной общественности, общественных организаций и союзов, независимые эксперты. Данный орган будет исполнять функцию анализа проектов законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики;
- разработка и утверждение порядка проведения публичной независимой экспертизы проектов законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики, который в том числе будет включать в себя механизм контроля за обязательностью данной процедуры;
- публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов публичной независимой экспертизы проектов законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики до их утверждения.
Итоги публичной независимой экспертизы законопроектов в сфере бюджетной и налоговой политики подлежат использованию при доработке проектов правовых актов Омской области, а также обязательному опубликованию в сети Интернет.
В результате, по итогам реализации всего комплекса мер, все проекты законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики 2007 года пройдут обязательную публичную независимую экспертизу.
Альтернативы
Альтернативой по данному направлению является отказ от создания специального консультационного органа. При этом публичная независимая экспертиза будет регулярно проводиться с привлечением независимых экспертов, представителей общественных организаций и экономических сообществ.
Риски
Существует риск формализации процедуры публичной независимой экспертизы проектов законов Омской области в сфере бюджетной и налоговой политики или риск влияния различных заинтересованных групп на финансово-бюджетную политику Омской области, что в долгосрочном периоде может привести к неблагоприятным социально-экономическим тенденциям. Управление данным риском может заключаться в формализации процедур проведения экспертизы и/или закреплении обязательности учета экспертного мнения участников экспертизы (либо представление обоснованного возражения).