Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



12.1. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи (H1)


Анализ исходного состояния

Методика распределения средств Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утверждена Законом Омской области "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Омской области". Областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов создан в областном бюджете в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения.

Распределение фонда осуществляется на основе оценки уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований Омской области. Уровень бюджетной обеспеченности демонстрирует, во сколько раз объем доходов бюджета конкретного муниципального образования Омской области на душу населения больше или меньше среднего по всем муниципальным образованиям Омской области данного типа объема доходов на душу населения. При этом объем доходов на душу населения корректируется на поправочный коэффициент расходов, учитывающий количество потребителей бюджетных услуг в каждом конкретном муниципальном образовании Омской области и ценовые факторы, оказывающие влияние на стоимость предоставления бюджетных услуг.

При расчете доходов на душу населения используется показатель налогового потенциала, учитывающий прогноз поступления налоговых доходов муниципального образования Омской области в очередном финансовом году, а не данные о фактическом поступлении доходов в бюджеты муниципальных районов Омской области. Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования Омской области налоговая база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена налоговая база, собирается одинаковый объем дохода). Это способствует повышению заинтересованности муниципальных районов Омской области в обеспечении собираемости как можно большего количества налогов с размещенной на их территории налоговой базы.

Поправочный коэффициент расходных потребностей используется для оценки различий между муниципальными районами Омской области в стоимости предоставления одного и того же объема бюджетных услуг на одного потребителя. Для расчета поправочного коэффициента расходных потребностей используется метод репрезентативной системы расходов. Этот метод предполагает, что все муниципальные районы Омской области предоставляют своему населению бюджетные услуги по единому перечню, однако спрос на бюджетные услуги в разных муниципальных районах Омской области различный в зависимости от демографического состава населения, социально-экономической ситуации и прочих факторов.

Перечень бюджетных услуг составлен на основании имеющих наибольший удельный вес в расходах местных бюджетов полномочий органов местного самоуправления Омской области в соответствии с предметами их ведения, установленными Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В качестве удорожающих факторов используются такие показатели, как:

- доля населения, проживающего в населенных пунктах с численностью до 500 человек;

- стандарты стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг;

- удельный вес дорог, не имеющих твердого покрытия;

- доля населения младшего возраста и лиц пенсионного возраста.

Все данные для расчета налогового потенциала и поправочного коэффициента расходных потребностей основаны исключительно на статистических и отчетных данных, представляемых органами местного самоуправления Омской области в рамках выполнения соглашений в сфере реализации финансово-экономических гарантий местного самоуправления на территории Омской области, которые будут согласовываться с муниципальными образованиями Омской области и соответствующими федеральными органами. Это позволит исключить субъективизм при распределении средств финансовой помощи.

На основе налогового потенциала и репрезентативного перечня бюджетных услуг после распределения Областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов сокращаются различия в уровне доходов местных бюджетов (приведенных к сопоставимому виду с учетом численности населения и ценовых факторов). Увеличивается объем финансовых ресурсов наименее обеспеченных налоговыми доходами муниципальных районов Омской области в целях обеспечения наибольшего числа граждан максимально возможным объемом бюджетных услуг.

Необходимо отметить, что такая методика не предполагает, что бюджетная обеспеченность всех муниципальных образований Омской области в результате выравнивания станет одинаковой. Полное выравнивание бюджетной обеспеченности обладает тем недостатком, что при этом у получателей помощи снижаются стимулы к развитию собственной налоговой базы.

Поэтому в Омской области выравнивание бюджетной обеспеченности производится методом пропорционального выравнивания.

В качестве критериев выравнивания установлено два уровня: первый - 0,8; второй уровень - 1,0.

Использование пропорционального выравнивания позволяет сократить (но не полностью ликвидировать) отставание менее обеспеченных муниципальных образований Омской области от более обеспеченных, что создает стимулы для всех получателей финансовой помощи способствовать развитию налоговой базы.

Распределение средств Областного фонда компенсаций производится с учетом нормативов финансовых затрат на выполнение соответствующих полномочий и численности отдельных категорий граждан.

В составе областного бюджета в 2006 году предусмотрено создание Областного фонда муниципального развития, а также создание Областного фонда софинансирования социальных расходов для целей содействия и поддержки социально значимых мероприятий, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов (поселений) Омской области.

Областной фонд софинансирования социальных расходов создается в целях предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов.

Объем фонда устанавливается законом об областном бюджете исходя из расчетной потребности в бюджетном финансировании социально значимых мероприятий и возможностей областного бюджета.

Из Областного фонда софинансирования социальных расходов частично возмещаются следующие расходы муниципальных образований Омской области:

- выплата заработной платы работникам организаций бюджетной сферы муниципальных образований;

- тепловое снабжение муниципальных учреждений;

- частичное возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- реализация комплексных мероприятий и целевых программ Омской области, не требующих капитальных затрат;

- иные расходы в соответствии с законодательством.

Долю софинансирования в разрезе каждого вида расходов (программных мероприятий) и распределение субсидий между муниципальными образованиями Омской области определяет Правительство Омской области.

Все правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения в Омской области, опубликованы в средствах массовой информации и размещены на сайте Правительства Омской области.