Действующий

О Концепции реформирования региональных финансов Омской области



8.1. Организация оперативного учета задолженности перед областным
бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в областной бюджет (F1)


Анализ исходного состояния

Мониторинг задолженности осуществляется ежемесячно на основании налогового отчета по форме N 4-НМ "Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации". На основании данного отчета Министерством финансов Омской области проводится анализ изменения задолженности в консолидированный бюджет Омской области в разрезе муниципальных районов Омской области в целом, а по областному бюджету - в разрезе доходных источников. Осуществляется анализ в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Указанная информация в 2004 и 2005 годах предоставлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов". В 2006 году дополнительно заключено Соглашение от 3 августа 2006 года по информационному взаимодействию между Управлением федеральной налоговой службы по Омской области и Правительством Омской области.

На основании статьи 61 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном Кодексом, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законами Омской области о бюджете на 2005, 2006 годы лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек по уплате налогов и сборов в областной бюджет был равен нулю.

План реформирования

На первом этапе планируется провести оценку потерь областного бюджета от недополученных доходов, в том числе по дебиторской задолженности за последние три отчетных года.

Ежемесячно на основании сведений налоговых органов, проводится оценка потерь областного бюджета, анализируется изменение задолженности и недоимки с соответствующим периодом прошлого года без учета инфляции.

На основании Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" отменены лимиты предоставления отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов. В связи с этим на втором этапе Министерством финансов Омской области будет разработан порядок принятия решений об изменении сроков уплаты региональных налогов и федеральных налогов в части сумм, подлежащих зачислению в областной бюджет.

Также предполагается утверждение Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей на регулярной основе, который конкретизирует состав анализируемых данных, сроки предоставления и состав информации для проведения мониторинга. Будет также предложен механизм учета результатов мониторинга в целях управления задолженностью перед областным бюджетом.

Предполагается, что результаты мониторинга в виде оценки потерь областного бюджета будут носить публичный характер.

Альтернативы

В качестве альтернативного механизма стимулирования субъектов экономической деятельности Омской области могут использоваться следующие методы:

- предоставление налоговых льгот держателям инвестиционных проектов по налогу на имущество организаций и понижение ставки налога на прибыль организаций в части зачисления сумм в областной бюджет;

- установление льготной ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе;

- предоставление государственных гарантий Омской области.

Риски

Уровень риска будет зависеть от бюджетной и налоговой политики органов государственной власти Российской Федерации, изменение которой может привести к коррективам направлений налоговой политики в Омской области.