Действующий

О программе проведения административной реформы в Омской области в 2006-2008 годах

I. Предпосылки реализации административной реформы в Омской области

На протяжении 2003-2005 годов в Омской области проводилась целенаправленная работа по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти Омской области, в ходе которой реализовывались мероприятия в рамках следующих направлений:

- реорганизация системы и структуры органов исполнительной власти Омской области;

- оптимизация функций органов исполнительной власти Омской области;

- внедрение механизмов управления по результатам;

- разработка стандартов оказания бюджетных услуг населению Омской области;

- реформирование государственной гражданской службы Омской области;

- оптимизация сети государственных унитарных предприятий Омской области и государственных учреждений Омской области.

В 2003-2004 годах проведено реформирование органов исполнительной власти Омской области, в результате которого была сформирована принципиально новая система управления, включающая Правительство Омской области, министерства Омской области и иные органы исполнительной власти Омской области.

Правительство Омской области является высшим органом исполнительной власти Омской области, состоящим из Председателя Правительства Омской области (возглавляет Правительство Омской области и руководит его деятельностью), а также членов Правительства Омской области: первого заместителя Председателя Правительства Омской области, заместителей Председателя Правительства Омской области и министров Омской области. Правительство Омской области наделено значительным перечнем полномочий по решению широкого круга вопросов, касающихся как проведения государственной политики Омской области, так и организации деятельности системы исполнительной власти Омской области.

Основным звеном новой модели управления стали министерства Омской области, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции, а также координирующие деятельность иных органов исполнительной власти Омской области.

С созданием министерств Омской области фактически произошел переход системы органов исполнительной власти Омской области от методов отраслевого управления к функциональному. Функции большинства министерств Омской области носят межотраслевой характер, что позволяет осуществлять целостное и системное воздействие на определенные виды деятельности в целях социально-экономического развития Омской области. При этом сохранена нормотворческая функция министерств Омской области, что, с одной стороны, закрепляет за министерствами Омской области необходимый объем самостоятельности, позволяющей комплексно подходить к решению стоящих перед ними задач, оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия, выбирать оптимальные методы воздействия на регулируемую сферу общественных отношений, с другой стороны, повышает уровень персональной ответственности руководителей министерств Омской области, что, в конечном счете, позитивно сказывается на профессионализме и качестве принимаемых ими решений.

Итогом внедрения данной системы в начале 2004 года стало значительное сокращение числа органов исполнительной власти Омской области (с 39 до 26).

Создание новой модели организации органов исполнительной власти Омской области происходило на основе четкого разграничения компетенции министерств Омской области, исключающего взаимное дублирование их функций, ликвидации избыточных функций, совершенствования взаимодействия органов исполнительной власти Омской области между собой, а также с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления Омской области, определения порядка осуществления контроля за исполнением решений органов государственной власти Омской области.

Сформированный механизм управления деятельностью органов исполнительной власти Омской области по результатам опирается на выстроенную в регионе систему стратегического планирования регионального развития, включающую Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2020 года, Программу социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), планы действий Правительства Омской области на очередной год, целевые программы Омской области (далее - целевые программы), планы, концепции и программы развития экономики и социальной сферы, а также программы социально-экономического развития муниципальных образований Омской области. В данных стратегических документах определены приоритеты, цели, задачи, механизмы, мероприятия и ожидаемые результаты социально-экономического развития Омской области.

В ежегодно принимаемом плане действий Правительства Омской области конкретизируются значения ключевых показателей результативности деятельности органов исполнительной власти Омской области, перечень мероприятий по их достижению в соответствии с документами стратегического планирования развития Омской области в пределах средств областного бюджета на предстоящий год. План действий Правительства Омской области на год является также инструментом постоянного мониторинга и ежеквартального контроля эффективности деятельности органов исполнительной власти Омской области по выполнению поставленных задач, реализации запланированных мероприятий, достижению целевых значений индикаторов социально-экономического развития Омской области.

Министерствами Омской области готовятся комплексные отчеты о результатах деятельности за год с анализом тенденций и итогов развития экономики и социальной сферы в пределах собственных полномочий, указанием реализованных мероприятий и их эффективности, отражением исполнения запланированных значений показателей результативности, а также основных направлениях деятельности.

В целях внедрения механизмов управления по результатам в Омской области реализовывались мероприятия, направленные на активизацию работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при планировании и осуществлении бюджетных расходов, а также на использование новых механизмов программно-целевого бюджетирования, постепенный переход от управления бюджетными затратами к управлению бюджетными результатами.

В 2003 году за счет средств областного бюджета финансировалось 5 целевых программ, в 2004 году - 13 целевых программ, в 2005 году - 25 целевых программ. Объем финансирования целевых программ из областного бюджета за 2003-2005 годы увеличился почти в 3 раза и в 2005 году составил порядка 5,5 млрд. рублей.

Для обеспечения контроля за реализацией целевых программ Омской области ежегодно органы исполнительной власти Омской области, являющиеся заказчиками целевых программ, предоставляют отчеты об исполнении целевых программ в Законодательное Собрание Омской области и в Министерство финансов Омской области.

В рамках реализации Концепции реформирования региональных финансов Омской области, одобренной распоряжением Губернатора Омской области от 31 октября 2005 года N 288-р, а также постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" проведена следующая работа по реформированию системы управления региональными финансами Омской области:

- определен порядок финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета;

- определен порядок проведения конкурсных бюджетных закупок, критерии осуществления бюджетных расходов на основе конкурсов, обеспечено информационное сопровождение проведения конкурсов;

- проведен подготовительный этап работы по переводу главных распорядителей бюджетных средств, курирующих социально значимые отрасли, на бюджетирование, ориентированное на результат;

- проведен подготовительный этап работы по повышению эффективности инвестиционных бюджетных расходов - разработан проект нормативного правового акта Омской области, определяющего порядок оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов;

- произведено реформирование системы межбюджетных отношений в Омской области;

- осуществлен переход на казначейское исполнение областного и местных бюджетов, основная цель которого - объединение на основе единых технологий и требований к кассовому обслуживанию региональных и местных бюджетов всех стадий бюджетного процесса, организация оперативного обмена информацией о процессе исполнения бюджетов;