ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2006 года N 63-п
О Концепции охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых
исследований на территории Омской области до 2015 года
В целях стабилизации экологической ситуации, улучшения качества атмосферного воздуха, а также обеспечения благоприятных экологических условий для жизни населения Омской области и недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха на территории Омской области Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых исследований на территории Омской области до 2015 года (далее - Концепция).
2. Министерству промышленной политики, транспорта и связи Омской области разработать проект целевой программы Омской области "Об охране атмосферного воздуха и мониторинговых исследованиях в Омской области до 2015 года", направленной на проведение государственной политики Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечивающей создание благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека и во II квартале 2007 года представить его Губернатору Омской области для внесения в Законодательное Собрание Омской области.
3. Рекомендовать хозяйствующим субъектам принять участие в реализации Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Концепция
охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых исследований
на территории Омской области до 2015 года
Концепция охраны атмосферного воздуха и развития мониторинговых исследований на территории Омской области до 2015 года (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритеты государственной политики Омской области в сфере охраны атмосферного воздуха.
Разработка Концепции обусловлена:
1) пониманием важности государственной поддержки в решении экологических проблем на территории Омской области в связи с подъемом и развитием промышленного производства и ростом количества автотранспортных средств;
2) необходимостью повышения ответственности органов государственной власти Омской области, хозяйствующих субъектов и активизации их взаимодействия;
3) необходимостью повышения уровня экологической безопасности, как условия для устойчивого социально-экономического развития Омской области, принятия наиболее эффективных решений по предотвращению ущерба окружающей среде;
4) проведением разностороннего исследования, включающего согласованные во времени и пространстве наблюдения за уровнем загрязнения в различных компонентах природной среды, таких как: атмосферный воздух, почвенный и снежный покровы, поверхностные воды, донные отложения в районах с интенсивной антропогенной нагрузкой, а также получение другой дополнительной информации о загрязнении окружающей среды.
Концептуальная основа развития мониторинговых исследований на территории Омской области включает геосистемный подход, совместный анализ природных и антропогенных источников, факторов загрязнения окружающей среды.
Устойчивое развитие Омской области, высокое качество жизни и здоровья населения, а также экологическая безопасность могут быть обеспечены при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Охрана атмосферного воздуха остается одним из самых актуальных вопросов в системе государственных интересов Омской области, решение которого направлено на улучшение состояния здоровья населения и окружающей среды региона.
В Омской области на состояние атмосферного воздуха оказывают влияние следующие негативные факторы:
- высокая техногенная нагрузка, обусловленная концентрацией на территории Омской области промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства;
- сосредоточение на территории Омской области топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической, оборонной, машиностроительной и металлообрабатывающей, лесной и деревообрабатывающей, строительной, легкой, пищевой, мукомольнокрупяной и иных отраслей промышленности, вызывающих сокращение природно-ресурсного потенциала природных комплексов;
- использование устаревших производственных технологий и оборудования, высокая ресурсо- и энергоемкость производства, ухудшающие качество окружающей среды;
- высокие темпы развития транспортной инфраструктуры, включая различные виды транспорта, в том числе речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, среди которых приоритетным источником загрязнения является автотранспорт.
Более 90 процентов промышленного производства сконцентрировано в городе Омске, что формирует уровень загрязнения атмосферного воздуха.
Отработавшие газы автотранспорта включают до 200 различных химических соединений и представляют особую опасность при длительном воздействии на организм человека, так как в них присутствуют канцерогенные соединения.
Существующая сеть стационарных постов наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, осуществляющая государственный экологический мониторинг на территории Омской области, не позволяет получать полную оперативную комплексную гидрометеорологическую информацию, данные о состоянии загрязнения окружающей среды и причинах загрязнения окружающей среды.
На территории Омской области отсутствует единая система экологического мониторинга. Работы по отдельным видам экологического мониторинга проводятся федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Омской области в пределах их компетенции.
Основными проблемами в сфере экологического мониторинга на территории Омской области являются:
- недостаточное количество пунктов наблюдения за качеством атмосферного воздуха (далее - пункты наблюдения) в городе Омске. В городских поселениях, расположенных в районах Омской области, пункты наблюдения отсутствуют;
- недостаточное количество контролируемых в атмосферном воздухе и поверхностных водах специфических примесей, присутствующих в выбросах и сбросах предприятий;
- отсутствие мониторинговых наблюдений за загрязнением почв.
По данным Всемирной организации здравоохранения, болезни органов дыхания формируются факторами окружающей среды, в частности, загрязнением атмосферного воздуха.
Ухудшение качества окружающей среды оказывает негативное влияние на здоровье населения Омской области, вызывая:
- увеличение случаев возникновения злокачественных новообразований органов дыхания;
- увеличение случаев заболевания бронхиальной астмой детей, проживающих вдоль крупных автомагистралей и вблизи перекрестков дорог;
- увеличение заболеваемости детского населения города Омска болезнями крови и кроветворных органов, мочеполовой системы и другими заболеваниями;
- снижение показателей продолжительности жизни;
- рост уровня общей заболеваемости среди детей и взрослого населения.
Состояние атмосферного воздуха в Омской области, снижение здоровья населения потребовали принятия Концепции как руководящего документа, в котором отражены стратегические принципы охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности населения Омской области.
Целями Концепции являются:
1) оздоровление окружающей среды и ее составной части - атмосферного воздуха, направленное на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, экологической безопасности, улучшение здоровья населения и демографической ситуации;
2) формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Омской области, позволяющих получать достоверную информацию о новых источниках загрязнения и масштабах их негативного воздействия на окружающую среду для принятия наиболее эффективных решений по предотвращению ущерба, наносимого здоровью населения и окружающей среде.
Для достижения целей Концепции необходимо решение следующих задач:
1) в сфере охраны атмосферного воздуха:
- совершенствование нормативных правовых актов Омской области об охране окружающей среды;
- снижение показателей негативного воздействия на окружающую среду стационарных и передвижных источников загрязнения (объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) за счет применения природного газа и других альтернативных видов энергоресурсов;
- применение современных технологий, повышающих эффективность очистки отработавших газов от загрязняющих веществ;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
- развитие системы нормирования в сфере охраны окружающей среды в Омской области;
- контроль за реализацией планов мероприятий, направленных на достижение нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- организация работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- обеспечение потребностей органов государственной власти Омской области, физических и юридических лиц в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении для обеспечения безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования;
- реализация мероприятий в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение населения информацией о состоянии атмосферного воздуха;
- привлечение общественных экологических организаций к решению экологических проблем;
- снижение негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения Омской области;
- совершенствование региональной системы экономического стимулирования, направленной на сокращение негативного воздействия на окружающую среду.
2) в сфере формирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Омской области:
- организация территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды;
- создание стационарных, маршрутных и передвижных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, а также за качеством подземных и поверхностных вод, почвогрунтов, снежного покрова, состоянием радиационного фона;
- развитие системы автоматизированного режима наблюдений;
- внедрение геоинформационных систем анализа экологической ситуации и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование технологий прогнозирования возникновения и развития опасных природных явлений;
- всесторонний анализ состояния и тенденции загрязнения окружающей среды;
- создание регионального информационно-аналитического центра обработки результатов экологического мониторинга.
Принципами охраны атмосферного воздуха в Омской области являются:
- единство экономического, социального и экологического развития Омской области, обеспечивающие охрану жизни и здоровья человека, повышение качества жизни;
- обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
- повышение региональных экологических требований и норм для организаций, расположенных на экологически неблагополучных территориях, в том числе на территориях предприятий и объектов с критической или явно неблагополучной экологической ситуацией, непосредственно влияющей на здоровье населения;
- недопущение возникновения необратимых последствий загрязнения окружающей среды;
- обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
- научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;
- обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Омской области, уполномоченных в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха.
При формировании территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Омской области обеспечиваются:
- репрезентативность размещения пунктов наблюдений в целях усовершенствования системы наблюдений за состоянием окружающей среды;
- определение загрязняющих веществ с учетом особенностей природно-антропогенных факторов воздействия на окружающую среду;
- единство системы комплексных режимных наблюдений за загрязнением природных сред;