Недействующий


Законодательное Собрание Омской области

ЗАКОН ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 февраля 2006 года N 736-ОЗ


Об утверждении целевой программы Омской области
"Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года"

(с изменениями на 13 ноября 2007 г.)

                                                                                   

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании

Закона Омской области от 27 декабря 2007 года N 1001-ОЗ

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                        

     Документ с изменениями, внесенными:                            
     Законом Омской области от 9 марта 2007 года N 868-ОЗ;
     Законом Омской области от 13 ноября 2007 года N 970-ОЗ

____________________________________________________________________     


     Принят
 Законодательным Собранием Омской области
 26 января 2006 года

Статья 1. Утвердить целевую программу Омской области "Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года" (далее - Программа) согласно приложению N 1 к настоящему Закону.

Статья 2. Отчет об исполнении Программы представляется в Законодательное Собрание Омской области, финансовый орган исполнительной власти Омской области по форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Губернатор Омской области
 Л.К. Полежаев

г. Омск

8 февраля 2006 г.

N 736-ОЗ

Приложение N 1
к Закону Омской области
"Об утверждении целевой программы
Омской области "Развитие инженерной
инфраструктуры в Омской области
до 2010 года"

Целевая программа Омской области
"Развитие инженерной инфраструктуры в Омской области до 2010 года"


1. Сущность решаемых проблем

В последнее время отмечается завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих инженерных сетей, а также ограничение возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов строительства объектов жилого и нежилого назначения.

Одной из проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие Омской области, в том числе жилищное строительство, является отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, а также непрозрачные и обременительные для застройщиков условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры. Дефицит необходимых инженерных сооружений приводит к удорожанию предпроектной стадии строительства и снижает инвестиционную активность в регионе. В связи с этим планируемое увеличение объемов жилищного строительства в Омской области и реализация крупных социальных и инвестиционных проектов должны быть обеспечены опережающим развитием инженерной инфраструктуры. Ежегодный рост объемов промышленного производства также требует соответствующего инфраструктурного сопровождения.

В ближайшие пять лет в Омской области предполагается построить около 5 млн. кв. метров жилья, торговый комплекс "IKEA", спортивный комплекс "Арена-Авангард", первую очередь метрополитена в городе Омске, другие крупные объекты социальной сферы. К тому же в связи с ежегодным повышением уровня жизни населения Омской области, приобретением различных электроприборов растут удельные показатели потребления энергетических ресурсов. В начале 90-х годов объем потребления электрической энергии на душу населения был 422 кВт.ч в год, в 2004 году уже 540 кВт.ч в год, что выше на 27%. По прогнозной оценке эта тенденция будет продолжаться. Схожая ситуация и с водопотреблением. Приобретение автоматической бытовой стиральной техники, новых моющих средств вызвало рост потребностей населения в услугах водоснабжения и водоотведения. При этом существующая система домостроения уже ориентирована на использование новых технологий, учитывающих возрастающие потребности населения в социально-бытовых услугах.

Ограничение на федеральном уровне предельных тарифов на тепловую и электрическую энергию не позволяет осуществлять строительство объектов инженерной инфраструктуры за счет включения соответствующих затрат в тарифы и в инвестиционные надбавки. К тому же данные затраты при их включении в тарифы являлись бы дополнительной нагрузкой для населения и экономики и фактором, сдерживающим развитие Омской области. Таким образом, без принятия соответствующих превентивных мер дефицит мощности электроснабжения к 2010 году может составить 160 МВт, водоснабжения - 100 тыс. куб.м в сутки, водоотведения - 85 тыс. куб.м в сутки, газоснабжения - 300 тыс. куб.м в сутки.

Наличие системных проблем в вопросах развития инженерной инфраструктуры требует программно-целевых действий для их решения. Реализация такого подхода позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов строительства жилья, снизить издержки по строительству объектов социальной сферы, сдержать рост тарифов на энергоресурсы, но и создать условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств областного бюджета.



2. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является комплексное развитие инженерной инфраструктуры на территории Омской области для создания условий по реализации программ жилищного строительства и объектов социально-культурной сферы, развития экономики. Это будет являться основой для дальнейшего развития города Омска и районов Омской области.

Программа будет одним из механизмов реализации в Омской области национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:

- подготовить и реализовать инвестиционные проекты по развитию инженерной инфраструктуры с учетом перспектив строительства объектов жилья, деловой и социальной инфраструктуры;

- стимулировать муниципальные образования Омской области к обеспечению комплексного развития систем инженерной инфраструктуры, в том числе через долевое участие в реализации мероприятий Программы;

- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы развития инженерной инфраструктуры с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников;

- повысить надежность обеспечения энергетическими ресурсами потребителей Омской области;

- повысить инвестиционную привлекательность Омской области, в том числе через создание прозрачных для застройщиков условий присоединения к системам инженерной инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ним всех потребителей.



3. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в 2006-2010 годах.



4. Заказчик Программы

Заказчиком Программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области

(Раздел в редакции, введенной в действие Законом Омской области от 13 ноября 2007 года N 970-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).  



5.

(Раздел исключен Законом Омской области от 13 ноября 2007 года N 970-ОЗ, - см. предыдущую редакцию).



6. Технико-экономическое обоснование Программы


6.1. Общие положения

Основные проблемы развития инженерной инфраструктуры связаны с необходимостью строительства либо реконструкции существующих объектов электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. При этом в связи с концентрацией основных объектов промышленности, социальной сферы и перспективами их развития более остро данные проблемы проявляются на территории города Омска.

Система электроснабжения города Омска состоит из понижающих подстанций 110/10 кВ, питающихся по воздушным линиям электропередачи (далее - ВЛ) 110 кВ по радиально-кольцевой схеме. Существующие элементы электроснабжения построены в основном в 1950-1970 годы, поэтому в настоящее время они физически изношены, технически устарели, не обеспечивают надежного и бесперебойного электроснабжения имеющихся потребностей, не говоря уже о новых площадках строительства.

Централизованная система водоснабжения в городе Омске с водозаборными и очистными сооружениями производительностью 620 тыс. куб.м в сутки, расположенными на правом берегу р. Иртыш, не может обеспечить растущие потребности населения и объектов экономики в питьевой воде. Кроме того, наличие одной площадки водозаборных и очистных сооружений для города с миллионным населением является крайне ненадежным. Угроза возникновения аварийных ситуаций на дюкерных переходах через р. Иртыш, подающих воду от существующих очистных сооружений с правого берега на левый берег, требует строительства новых очистных сооружений на левом берегу. Это обеспечит независимое водоснабжение обеих частей города Омска.

Система канализации в городе Омске имеет большой срок эксплуатации, коллекторы и насосные станции в основном построены в 1960-1969 годах и требуют реконструкции. Отдельные коллекторы перегружены и работают с переполнением.

Предельно острой стала проблема подтопления городских территорий, обусловленная как природными, так и антропогенными факторами. Город Омск размещен на равнинном рельефе, с местными замкнутыми понижениями, бессточными участками и высоким размещением водоупоров в гидрогеологических разрезах, то есть не располагает уклонами, обеспечивающими отвод поверхностных вод.

Освоение больших площадей под многоэтажную застройку в основном на свайных фундаментах, развитие инженерно-транспортной инфраструктуры требуют реализации компенсационных мероприятий, стабилизирующих или понижающих уровень подземных вод.

Проблемы в теплоснабжении города Омска связаны с необходимостью передачи имеющихся резервных мощностей на энергоисточниках к потенциальным потребителям. Для этого необходимо строительство новых дополнительных магистральных и распределительных сетей, связывающих между собой источники тепла с потребителями, выполнение реконструкции существующих тепловых сетей, строительство новых и реконструкция существующих инженерных сооружений на них.

Проблемы газоснабжения в городе Омске связаны с необходимостью строительства кольцующих газопроводов с повышением надежности всей системы, а также ускоренного развития распределительных газопроводов для обеспечения природным газом объектов жилищной, социальной сферы и производственной инфраструктуры.

Разработанная Программа может рассматриваться в качестве первого этапа решения всего комплекса проблем, связанного с развитием инженерной инфраструктуры в Омской области.

Программа направлена на решение проблем, которые могут стать или уже становятся сдерживающими факторами развития. Это позволит стимулировать инвестиционную активность в Омской области, жилищное строительство и принесет наибольшие социально-экономические результаты. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств. Другие этапы по развитию инженерной инфраструктуры будут реализовываться с учетом привлечения в установленном порядке средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников в рамках законодательства. Часть проектов, таких как реконструкция ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, строительство и реконструкция насосных станций и теплосетей, строительство теплотрассы к пос. Амурский, является самоокупаемой и может быть реализована без привлечения бюджетных средств. Ряд проблемных вопросов по развитию инженерной инфраструктуры (например, развитие дорог, газораспределительные сети и сети водо- и теплоснабжения в сельской местности) будет решаться в рамках уже существующих целевых программ Омской области. Мероприятия Программы являются дополнением к имеющейся системе целевых программ Омской области в указанной сфере. На сегодняшний день основной дефицит в объектах инженерной инфраструктуры возникает в левобережной части города Омска. В связи с этим основная часть мероприятий Программы направлена как раз на развитие энергетических мощностей (электрических линий, подстанций), сетей газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, тепловых сетей именно в этой части города Омска. В южной и северной частях города Омска предполагается в основном развитие электросетевой инфраструктуры, в том числе к перспективным участкам застройки. Предусмотрено также строительство объектов общегородского значения, без которых невозможна стабильная работа всей системы, и объектов инженерной инфраструктуры в районах Омской области. В связи с отсутствием практически по всем объектам проектно-сметной документации на первоначальном этапе необходимо выделение финансовых ресурсов для своевременной ее разработки.

При осуществлении инвестиционных проектов по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации Программы органам местного самоуправления Омской области будет оказываться государственная поддержка в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, привлеченным в рамках данных проектов, в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (абзац дополнительно включен Законом Омской области от 13 ноября 2007 года N 970-ОЗ)



6.2. Объекты общегородского значения

В связи с предполагаемым ростом объемов потребления электроэнергии необходимо выполнить строительство кабельной линии (далее - КЛ) 110 кВ "ТЭЦ-3 - Октябрьская" и КЛ-110кВ "Октябрьская - Московка" общей протяженностью 20 км.

Потребление электроэнергии Омской энергосистемы по существующей сети "ТЭЦ-3 - Октябрьская - Московка" при максимальной загрузке составляет в зимний период - 1650 МВт, в летний период - 690 МВт. Подключение к сети подстанций "Весенняя" и "Прибрежная", снабжающих электрической энергией левобережную часть города Омска, приведет к увеличению загрузки на 90 МВт в зимний период, на 58 МВт - в летний период. При этом существует вероятность превышения допустимой нагрузки и возникновение аварийной ситуации либо значительного падения напряжения в сети. Для решения данной проблемы необходимо провести замену существующей воздушной линии на кабельную линию большего сечения, которая кроме увеличения пропускной способности позволит снизить потери при передаче электроэнергии. К тому же через эту линию проходит транзит электрической энергии с подстанции "Таврическая" в районы западной и северной зоны Омской области, что позволит повысить надежность энергоснабжения не только города Омска, но и всего региона.

Для решения вопроса водоснабжения площадок застройки необходимо, во-первых, строительство первой очереди новых очистных водопроводных сооружений производительностью 150 тыс. куб.м в сутки на левом берегу р. Иртыш. Это позволит полностью обеспечить площадки жилищного строительства питьевой водой с учетом перспективы. Во-вторых, требуется строительство водовода N 5 диаметром 1000 мм от Ленинской очистной водопроводной станции до Кировской насосной станции протяженностью 5 км, что позволит закольцевать систему водоснабжения всей левобережной части города Омска и повысить надежность и качество предоставления данного вида услуг.

В настоящее время на источниках тепла имеются резервы тепла до 1480 Гкал/час, в том числе на ТЭЦ-3 - 300 Гкал/час, ТЭЦ-4 - 600 Гкал/час, ТЭЦ-5 - 500 Гкал/час. При этом Кировская районная котельная мощностью 550 Гкал/час, как единственный теплоисточник, расположенный в левобережной части города Омска, полностью загружена.

В связи с имеющимся огромным дефицитом тепла для нового строительства в левобережной части города Омска предполагается использовать имеющийся резерв тепловой мощности на ТЭЦ-4 путем передачи 350 Гкал/час по теплотрассе от ТЭЦ-4 до Кировской районной котельной протяженностью 11 км. При строительстве теплотрассы от ТЭЦ-4 до Кировской районной котельной суммарная установленная мощность Кировской районной котельной и ТЭЦ-4 составит 900 Гкал/час. Это позволит полностью снять дефицит тепла на 5 лет вперед и вырабатывать дополнительно электроэнергию в комбинированном режиме в объеме 147 МВт. Это в свою очередь снизит себестоимость производства энергоресурсов более чем на 300 млн. рублей в год (4,5% в общем объеме затрат).

6.3. Левобережная часть города Омска Электроснабжение

В левобережной части города Омска электроснабжение объектов осуществляется в основном от подстанции "Новая" мощностью 40 МВт. За последние три года в результате подключения к ней новых потребителей ее трансформаторная мощность была полностью исчерпана. С учетом перспектив строительства объектов жилья, деловой и социальной инфраструктуры в левобережной части города Омска уже возникает острый дефицит энергетической мощности.

Для электроснабжения перспективной жилой, деловой и социальной застройки левобережной части города Омска требуются дополнительные 141 МВт мощности, в том числе:

- до 2007 года - 39 МВт,

- до 2010 года - 57 МВт,

- до 2015 года - 45 МВт.

Для обеспечения этих потребностей в электрической энергии требуется дополнительно строительство четырех подстанций:

- подстанции "Весенняя" - по ул. Волгоградская;

- подстанции "Прибрежная" - в зоне метромоста по ул. Конева;

- подстанции "Метро" - по ул. Лукашевича, в районе метродепо;

- подстанции "IKEA" - в створе улицы Волгоградская и бульвара Архитекторов.

Общая рабочая мощность этих подстанций составит более 140 МВт, что полностью обеспечит развитие левобережной части города Омска в перспективе до 2015 года. Предполагаемая закольцовка линий электропередач и подстанций позволит повысить надежность поставок электроэнергии потребителям.

В первую очередь в 2006-2007 годах предполагается построить подстанцию "Весенняя", подстанцию "IKEA" и подстанцию "Прибрежная".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»