5. Фармацевтический рынок Омской области представлен тремя звеньями производственным, оптовым и розничным.
6. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области производство лекарственных средств осуществляет областное государственное унитарное предприятие "Омская Фармацевтическая Фабрика".
Основная тенденция развития производства лекарственных средств по России - переход от количества организаций - производителей лекарственных средств к качеству произведенной продукции. В связи с чем особое значение приобретает проблема поддержки местных производителей медицинской продукции, для решения которой необходимо:
- создание условий для более полного использования и расширения производственных мощностей действующих производств в соответствии с международными стандартами "Надлежащая производственная практика" (далее - GMP);
- создание условий для развития фармацевтической промышленности, включающих формы государственной поддержки в соответствии с законодательством;
- привлечение инвестиций для:
внедрения передовых технологий и современного оборудования в целях снижения себестоимости производства и обеспечения высокого качества лекарственных средств;
поддержания оригинальных торговых марок (брендов) лекарственных средств местных производителей и продвижения на российском рынке;
разработки новых эффективных лекарственных средств.
7. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области оптовую реализацию лекарственных средств осуществляют государственное Омское оптово-розничное производственное предприятие "Фармация" и 15 организаций оптовой торговли негосударственной формы собственности.
Появление на фармацевтическом рынке такого количества организаций оптовой торговли позволяет аптечным организациям иметь наиболее полный ассортимент лекарственных средств по всем фармакологическим группам. Конкуренция среди них сыграла положительную роль в выравнивании оптовых цен и приближении их к ценам организаций - производителей лекарственных средств.
К мерам, регулирующим Деятельность оптового звена государственной формы собственности, следует отнести:
- привлечение инвестиций для создания конкурентоспособного оптового звена на базе государственного имущественного комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация", обеспечивающего реализацию федеральных и областных программ в области охраны здоровья населения Омской области;
- создание условий для обеспечения государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация" следующих функций:
гарантированной поставки лечебно-профилактическим учреждениям жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
создания и обслуживания регионального оперативного резерва жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Министерства здравоохранения Омской области;
хранения и обеспечения пополнения резерва медикаментов государственного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф";
поставки, хранения и реализации сильнодействующих, наркотических и психотропных лекарственных средств;
закупки, поставки, хранения и реализации иммунобиологических препаратов с регулируемым температурным режимом;
регионального аптечного склада по обеспечению реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в рамках обязательного медицинского страхования.
8. Розничная торговля лекарственными средствами представлена аптечными организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности, государственный сектор на фармацевтическом рынке Омской области составляет 42%.
Деятельность государственных аптечных организаций как самостоятельных юридических лиц, осуществляющих весь спектр социальных услуг в сфере лекарственного обращения, в настоящее время оказалась экономически несостоятельной. Основным препятствием в развитии государственных аптечных организаций является децентрализация их финансового, технологического и кадрового потенциала. По сравнению с единичными аптеками сетевые структуры обладают следующими преимуществами:
- возможность для снижения себестоимости товаров и услуг.
Наиболее привлекателен ценовой фактор для аптечных организаций, расположенных внутри жилых массивов, где мало транзитных посетителей, основными покупателями являются местные жители с низкой и средней платежеспособностью. Как раз эти аптеки не располагают достаточными финансами для приобретения более привлекательного по ценовым параметрам товара. Поэтому целесообразно объединить финансовые возможности таких аптек с более благополучными, в которых разница в ценах не отражается на покупательной способности ее клиентов, что указывает на феномен относительной неэластичности спроса у высокодоходных групп населения. При определении ценовой политики будут учены все особенности местонахождения и контингента обслуживаемого населения и оптовых покупателей;
- организация бизнес-процессов на современном уровне (техническое оснащение), внедрение системы маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком, рекламу и менеджмент.