ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2005 г. N 123-п
О Концепции лекарственного обеспечения населения Омской области
на 2005-2010 годы
В целях полного использования экономического потенциала аптечных организаций, учитывая социальную значимость эффективного функционирования территориальной системы лекарственного обеспечения населения Омской области, Правительство Омской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию лекарственного обеспечения населения Омской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Омской области принять участие в реализации Концепции.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства Омской области
Л.К. Полежаев
Концепция
лекарственного обеспечения населения Омской области
на 2005-2010 годы
1. Уровень затрат на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в Российской Федерации в расчете на одного жителя значительно ниже, чем в развитых странах, которые могут служить в определенной степени показателями верхней границы современных расходов на медикаментозное лечение.
В данный период предоставление квалифицированной медицинской помощи в значительной мере зависит от уровня обеспечения лекарственными средствами. Проблема рационального использования бюджетных средств, выделенных на предоставление лекарственной помощи, приобретает особую актуальность и значимость.
Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений Омской области остается одной из самых острых социальных проблем в системе государственных интересов, влияющих на состояние здоровья населения региона, возможность активного участия людей в трудовой деятельности, увеличение продолжительности их жизни и облегчение страданий при болезнях.
Процесс обеспечения организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (далее - аптечные организации), и лечебно-профилактических учреждений Омской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется организациями оптовой торговли на условиях товарного кредитования и сопровождается постоянной задолженностью аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений за медицинскую продукцию.
Остается острым вопрос соотношения стоимости лекарственных .средств, платежеспособности населения и финансовых ресурсов системы здравоохранения.
Имеют место факты нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, нерационального использования средств, выделяемых лечебно-профилактическим учреждениям на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а именно:
- закупка дорогостоящих лекарственных средств при наличии на фармацевтическом рынке Омской области эффективных, менее дорогих препаратов-синонимов,
- закупка лекарственных средств в объемах, превышающих полугодовую и более потребность учреждений,
- нарушение государственной дисциплины цен,
- осуществление фармацевтической деятельности при отсутствии лицензии,
- отсутствие сети аптечных организаций в сельских поселениях,
- необеспечение надлежащего качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, поступающих в лечебно-профилактические учреждения и аптечные организации, реализация фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств (за 2004 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 246 серий фальсифицированных лекарственных средств, на территории Омской области - 126 серий).
Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние лекарственного обеспечения населения Омской области, являются:
- несовершенство нормативной базы, регулирующей сферу обращения лекарственных средств;
- недостаточное финансирование лечебно-профилактических учреждений;
- отсутствие регуляторных механизмов по открытию и размещению фармацевтических организаций;
- нерациональное назначение лекарственных средств, без учета соотношения стоимости и фармако-экономической эффективности их применения;
- рост цен на импортные и отечественные лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- снижение экономического потенциала аптечных организаций по причине недостатка оборотных средств из-за несвоевременных взаиморасчетов;
- значительный уровень износа основных средств аптечных организаций и лечебно-профилактических учреждений;
- недостаточный контроль за рациональным использованием денежных средств на лекарственное обеспечение со стороны органов государственной власти.
Существующая система производства, закупок и распределения лекарственных средств, поддерживавшая определенный уровень функционирования здравоохранения, оказалась неэффективной.
В настоящее время организации, действующие в сфере лекарственного обеспечения населения Омской области, разобщены между собой и не имеют информации о перспективах развития друг друга:
- лечебно-профилактические учреждения не имеют возможности использования современных высокоэффективных методик медикаментозного лечения, принятых в мировой медицинской практике, из-за отсутствия необходимых лекарственных препаратов или информации о наличии их в регионе;
- аптечные организации и организации оптовой торговли лекарственными средствами не имеют информации о потребности в этих препаратах из-за отсутствия практики применения в регионе и не заявляют их поставку;
- организации - производители лекарственных средств не имеют возможности расширить производство новых препаратов.
Изменения в состоянии общественного здоровья, попытки адаптировать имеющуюся систему лекарственного обеспечения населения Омской области к реалиям современной жизни потребовали принятия Концепции лекарственного обеспечения населения Омской области на 2005-2010 годы (далее - Концепция), как концептуального документа, в котором были бы отражены стратегические принципы организации дальнейшего развития лекарственного обеспечения в регионе.
2. Основной целью Концепции является определение стратегии по совершенствованию деятельности субъектов обращения лекарственных средств независимо от форм собственности, рациональному использованию финансовых ресурсов, создание современной высокоэффективной, конкурентоспособной территориальной системы лекарственного обеспечения, позволяющей максимально удовлетворять потребности здравоохранения и населения региона.
3. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи:
- совершенствование регионального правового регулирования системы организации лекарственной помощи, направленной на обеспечение гарантий качества, повышение структурной эффективности субъектов фармацевтической деятельности;
- обеспечение качества, эффективности, безопасности и доступности лекарственных средств для населения, в том числе для лиц, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно или с 50-процентной скидкой;
- изыскание возможности производства лекарственных средств с учетом использования местных сырьевых и природных ресурсов на промышленных предприятиях Омской области;
- привлечение дополнительных источников финансирования, в частности, средств коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур (далее - инвестиции) для инвестирования нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения помещений, приобретения автотранспорта, оборудования, инвентаря, необходимых для качественного и эффективного функционирования аптечных организаций государственной формы собственности;
- внедрение новых форм работы по лекарственному обеспечению сельского населения Омской области во взаимодействии с органами местного самоуправления;
- деятельность по подготовке кадров, способных эффективно работать в современных рыночных условиях;
- формирование единого информационного пространства на основе использования современных информационных технологий и средств связи;
- совершенствование системы внедрения результатов научно-исследовательской деятельности в сфере обращения лекарственных средств.
4. Основными принципами организации лекарственного обеспечения населения Омской области являются:
- социальная справедливость;
- наличие баланса между имеющимися ресурсами и объектами лекарственной помощи;
- обеспечение качества, доступности, эффективности и безопасности лекарственных средств;
- соответствие объема и качества лекарственного обеспечения потребностям населения и лечебно-профилактических учреждений, а также финансовым ресурсам;
- устранение противоречий между социальной значимостью, доступностью лекарственной помощи и финансовой эффективностью аптечных организаций;
- оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств;
- организация лекарственного обеспечения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на конкурсной основе;
- выделение приоритетов в организации лекарственного обеспечения и финансирования;
- разумное сочетание процессов централизации и децентрализации в организации управления системой лекарственного обеспечения.
5. Фармацевтический рынок Омской области представлен тремя звеньями производственным, оптовым и розничным.
6. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области производство лекарственных средств осуществляет областное государственное унитарное предприятие "Омская Фармацевтическая Фабрика".
Основная тенденция развития производства лекарственных средств по России - переход от количества организаций - производителей лекарственных средств к качеству произведенной продукции. В связи с чем особое значение приобретает проблема поддержки местных производителей медицинской продукции, для решения которой необходимо:
- создание условий для более полного использования и расширения производственных мощностей действующих производств в соответствии с международными стандартами "Надлежащая производственная практика" (далее - GMP);
- создание условий для развития фармацевтической промышленности, включающих формы государственной поддержки в соответствии с законодательством;
- привлечение инвестиций для:
внедрения передовых технологий и современного оборудования в целях снижения себестоимости производства и обеспечения высокого качества лекарственных средств;
поддержания оригинальных торговых марок (брендов) лекарственных средств местных производителей и продвижения на российском рынке;
разработки новых эффективных лекарственных средств.
7. По состоянию на начало 2005 года на территории Омской области оптовую реализацию лекарственных средств осуществляют государственное Омское оптово-розничное производственное предприятие "Фармация" и 15 организаций оптовой торговли негосударственной формы собственности.
Появление на фармацевтическом рынке такого количества организаций оптовой торговли позволяет аптечным организациям иметь наиболее полный ассортимент лекарственных средств по всем фармакологическим группам. Конкуренция среди них сыграла положительную роль в выравнивании оптовых цен и приближении их к ценам организаций - производителей лекарственных средств.
К мерам, регулирующим Деятельность оптового звена государственной формы собственности, следует отнести:
- привлечение инвестиций для создания конкурентоспособного оптового звена на базе государственного имущественного комплекса, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация", обеспечивающего реализацию федеральных и областных программ в области охраны здоровья населения Омской области;
- создание условий для обеспечения государственным Омским оптово-розничным производственным предприятием "Фармация" следующих функций:
гарантированной поставки лечебно-профилактическим учреждениям жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
создания и обслуживания регионального оперативного резерва жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Министерства здравоохранения Омской области;
хранения и обеспечения пополнения резерва медикаментов государственного учреждения здравоохранения Омской области "Территориальный центр медицины катастроф";
поставки, хранения и реализации сильнодействующих, наркотических и психотропных лекарственных средств;
закупки, поставки, хранения и реализации иммунобиологических препаратов с регулируемым температурным режимом;
регионального аптечного склада по обеспечению реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в рамках обязательного медицинского страхования.
8. Розничная торговля лекарственными средствами представлена аптечными организациями всех форм собственности и ведомственной принадлежности, государственный сектор на фармацевтическом рынке Омской области составляет 42%.
Деятельность государственных аптечных организаций как самостоятельных юридических лиц, осуществляющих весь спектр социальных услуг в сфере лекарственного обращения, в настоящее время оказалась экономически несостоятельной. Основным препятствием в развитии государственных аптечных организаций является децентрализация их финансового, технологического и кадрового потенциала. По сравнению с единичными аптеками сетевые структуры обладают следующими преимуществами:
- возможность для снижения себестоимости товаров и услуг.
Наиболее привлекателен ценовой фактор для аптечных организаций, расположенных внутри жилых массивов, где мало транзитных посетителей, основными покупателями являются местные жители с низкой и средней платежеспособностью. Как раз эти аптеки не располагают достаточными финансами для приобретения более привлекательного по ценовым параметрам товара. Поэтому целесообразно объединить финансовые возможности таких аптек с более благополучными, в которых разница в ценах не отражается на покупательной способности ее клиентов, что указывает на феномен относительной неэластичности спроса у высокодоходных групп населения. При определении ценовой политики будут учены все особенности местонахождения и контингента обслуживаемого населения и оптовых покупателей;