ПРИКАЗ
от 5 октября 2004 года N 15
Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверки использования бюджетных средств
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Министерства промышленной политики,
транспорта и связи Омской области от 11 июля 2012 года N 28
____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 48, 54, 99 Закона Омской области от 4 ноября 2000 года N 257-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области"
приказываю:
1. Утвердить Инструкцию о порядке проведения проверки использования бюджетных средств (Приложение).
2. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела экономического анализа и контроля Саренко И.А.
Министр
А.М. Луппов
Инструкция
о порядке проведения проверки использования бюджетных средств
1. На Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области (далее - Министерство), в соответствии с Законом Омской области от 4 ноября 2000 г. N 257-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Омской области" и Положением о Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2004 г. N 111, возложены полномочия главного распорядителя средств областного бюджета и функции по осуществлению контроля за целевым использованием выделенных в распоряжение Министерства бюджетных средств.
2. Контроль целевого использования бюджетных средств осуществляется Министерством путем проведения проверки в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
3. При организации и проведении проверки, оформлении и реализации ее результатов работники Министерства обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Омской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Омской области и Губернатора Омской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Правительства Омской области, приказами, инструкциями, другими нормативными правовыми актами министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, правовыми актами государственных органов Омской области и настоящей Инструкцией.
4. Права, обязанности и полномочия Министерства определяются нормативными правовыми актами Омской области.
5. Проверка представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций проверяемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.
6. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
7. Цель проверки - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Омской области при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
8. Проверка поступления и расходования средств бюджета, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в областной собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
9. Сроки проведения проверки, состав группы и ее руководитель (проверяющий) определяются руководителем Министерства с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации и, как правило, не могут превышать 30 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется руководителем Министерства по мотивированному представлению руководителя группы (проверяющего).
10. Конкретные вопросы проверки определяются программой или перечнем основных вопросов проверки (далее - программа проверки).
Программа проверки включает ее тему, период, который должна охватить проверка, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке, и утверждается руководителем Министерства.
11. Составлению программы проверки и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники проверки обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы.
12. Руководитель группы до начала проверки знакомит ее участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки работы между ее исполнителями.
13. Программа проверки в ходе ее проведения, с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих проверяемую организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 9 настоящей Инструкции.
14. Руководитель группы (проверяющий) должен предъявить руководителю проверяемой организации распоряжение Министерства на право проведения проверки, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в проверке работников, решить организационно-технические вопросы проведения проверки и составить рабочий план.
15. Министерство, при необходимости проведения встречной проверки в организациях, подотчетных другим Министерствам, управлениям и муниципальным образованиям Омской области, обращается к ним по этому вопросу. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, лицевые расчетные счета, открытые в учреждениях банка, а также перечень вопросов, подлежащих проверке.
16. Участники проверки исходя из программы проверки и в соответствии с действующим законодательством определяют необходимость и возможность применения тех или иных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
17. Руководитель проверяемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками группы проверки: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
18. В случае отказа работниками проверяемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению проверки, руководитель группы проверки сообщает об этих фактах руководителю Министерства.
19. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в проверяемой организации руководителем проверяющей группы составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции, и докладывается руководителю Министерства. Руководитель Министерства направляет руководителю проверяемой организации, и (или) в вышестоящую организацию, либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью проверяемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверяемой организации.
Проверка может быть возобновлена после восстановления в проверяемой организации бухгалтерского учета.
20. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем проверяющей группы, а при необходимости и членами проверяющей группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
21. Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного руководителем проверяющей группы, вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении, с указанием даты получения.
22. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) проверяемой организации по согласованию с руководителем проверяющей группы может быть установлен срок от 5-ти до 10-ти рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
23. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю проверяющей группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
24. Руководитель проверяющей группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем Министерства или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам проверки.
25. При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения руководитель Министерства или его заместитель направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
26. Письменные заключения вручаются руководителем проверяющей группы в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта проверки.
В случае отказа должностных лиц проверяемой организации подписать или получить акт проверки руководитель проверяющей группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт проверки может быть направлен проверяемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в Министерстве, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
27. Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующую информацию:
- наименование темы проверки;
- дату и место составления акта проверки;
- кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата распоряжения, а также указание на плановый характер проверки или ссылку на задание);
- проверяемый период и сроки проведения проверки;
- полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
- сведения об учредителях;
- основные цели и виды деятельности организации;
- имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
- кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
- кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ею недостатков и нарушений.
Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе ревизии.
28. В акте проверки проверяющие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
29. Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других проверочных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
30. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период; когда и в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
31. В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
32. В акте проверки проверяющий не должен давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели.
33. Объем акта проверки не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.
34. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником проверяющей группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
35. Материалы проверки состоят из акта проверки и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте проверки (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы проверки представляются руководителю Министерства в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания их в проверяемой организации. На последней странице акта проверки руководителем Министерства либо уполномоченным им на то лицом делается отметка: "Материалы проверки приняты", указывается дата и им подписывается.
36. Материалы каждой проверки в делопроизводстве Министерства должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
37. Руководитель Министерства по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов проверки.
38. По результатам проведенной проверки руководителю проверенной организации направляется представление за подписью руководителя Министерства (его заместителя) для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
39. В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы проверки, проведенной без предварительно вынесенных ей мотивированных постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов проверки в установленном порядке.
40. Результаты проверки за подписью руководителя Министерства (его заместителя) в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
41. Министерство обеспечивает контроль за ходом реализации материалов проверки и при необходимости принимает другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации, меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
42. Министерство систематически изучает и обобщает материалы проверки и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы финансового контроля.
43. В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники Министерства обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Начальник отдела
экономического анализа и контроля
И.А. Саренко
Текст документа сверен по:
газета "Омская правда",
N 57 от 29 июля 2005 года