Земельным законодательством установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
За последние три года наблюдается систематический рост земельных платежей на территории Омской области, обусловленный в основном индексацией ставок земельного налога и размеров арендной платы за земельные участки.
В 2002 году коэффициент индексации составлял 2, в 2003 году - 1,8, в 2004 и 2005 годах - 1,1. При этом указанные коэффициенты не связаны с реальным уровнем и темпами развития экономики землепользователей, почвенно-климатическими условиями (абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Омской области от 15 марта 2006 г. N 26-п, - см. предыдущую редакцию).
Существующая в Омской области система установления размеров арендной платы за земельные участки является несовершенной. В результате отсутствия единых принципов определения базовых размеров арендной платы за государственные земельные участки в муниципальных образованиях Омской области широко распространена практика искусственного занижения размеров арендной платы, установления льготных категорий арендаторов, что сокращает доходы соответствующих уровней бюджетной системы от арендной платы за государственные земельные участки.
Поэтому необходимо реализовать на территории Омской области практику установления размеров арендной платы за государственные земельные участки на основе результатов государственной кадастровой оценки земель в Омской области. Следует исключить случаи необоснованного установления категорий льготных арендаторов при аренде государственных земельных участков.
Органам местного самоуправления Омской области необходимо разработать правила землепользования и застройки муниципальных образований Омской области с соблюдением требований земельного и градостроительного законодательства, а также иные нормативные правовые акты, определяющие территориальное, правовое и экономическое зонирование, обеспечивающее дифференциацию стоимостных показателей ценности территорий.
Особое внимание вызывает ситуация в сфере налогообложения земельных участков. Необходимо принять незамедлительные меры, направленные на завершение государственной кадастровой оценки земель в Омской области.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена главой 31 "Земельный налог". Указанным Федеральным законом реализовано концептуальное положение, согласно которому земельный налог исчисляется на основе кадастровой стоимости земельных участков и устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, для перехода на новые принципы исчисления земельного налога необходимо завершить в Омской области государственную кадастровую оценку земель всех категорий и выполнить работы по подготовке сведений для начисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Всем уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления Омской области необходимо совместно решить актуальные проблемы финансирования работ по завершению государственной кадастровой оценки земель в Омской области, а также организовать работу по подготовке и подписанию соглашений об обмене информацией, необходимой для начисления земельного налога на основе кадастровой стоимости земельных участков. Представительным органам местного самоуправления Омской области следует принять решения об определении ставок земельного налога, предусматривающие порядок и сроки уплаты данного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.