По данным государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января 2005 года общая площадь земель в границах территории Омской области составляет 14114,0 тыс. га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения - 9530,8 тыс. га, земли поселений - 227,1 тыс. га, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 47,1 тыс. га, земли особо охраняемых территорий и объектов 0,6 тыс. га, земли лесного фонда - 3933,3 тыс. га, земли водного фонда - 144,4 тыс. га, земли запаса - 230,1 тыс. га.
Данные Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Омской области свидетельствуют о наличии определенной динамики поступления доходов от аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (далее - государственные земельные участки) в областной и местные бюджеты. Так, по состоянию на 1 января 2004 года в областной и местные бюджеты поступило от аренды земельных участков - 225617,28 тыс. руб., от продажи земельных участков - 41262,26 тыс. руб. По состоянию на 1 января 2005 года эти показатели составили 273344,78 и 62115,42 тыс. руб. соответственно. Аналогичная динамика наблюдается и в отношении доходов от уплаты земельного налога. Так, если по сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Омской области по состоянию на 1 января 2004 года в областной и местные бюджеты поступило 654686 тыс. руб. земельного налога, то уже по состоянию на 1 января 2005 года этот показатель составил 1164125 тыс. руб.
Таким образом, земельный сектор играет важную роль в экономике Омской области и имеет существенное значение для социально-экономического развития Омской области.
Вместе с тем на территории Омской области еще недостаточно развит оборот земельных участков. Земельный рынок в Омской области по количеству и площади земельных участков функционирует в основном за счет передачи их в аренду. В ходе реализации распоряжения Губернатора Омской области от 30 декабря 2003 года N 700-р "Об утверждении Плана мероприятий по устранению недостатков в сфере регулирования земельных отношений на территории Омской области" удалось решить некоторые проблемы, возникающие при реализации земельных арендных отношений на территории Омской области. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. Например, необходимо обеспечить заключение договоров аренды государственных земельных участков для размещения рекламных носителей, временных объектов (гаражи, погреба, огороды). Существуют и другие проблемы.
Недостаточным остается экономический эффект от использования государственных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения по краткосрочным договорам аренды (до 5 лет), поскольку это не решает вопросов восстановления земель, сохранения экологических систем, обеспечения способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Ежегодно по различным причинам не используются значительные площади земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Показатели государственной отчетности по форме 3-зем "Сведения о сделках с землей", утвержденной постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 30 декабря 1993 года N 299 (далее - форма 3-зем), и данные совместного доклада Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Омской области и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области" о состоянии и использовании земель в Омской области в 2003 году свидетельствуют о том, что в Омской области недостаточно развита процедура предоставления государственных земельных участков на торгах (конкурсах или аукционах), что сказывается на доходной части областного и местных бюджетов.
Необходимо развивать на территории Омской области процесс купли-продажи земельных участков. В некоторых муниципальных образованиях Омской области сделки купли-продажи государственных земельных участков вообще не осуществляются. В ряде случаев купля-продажа государственных земельных участков осуществлялась органами местного самоуправления Омской области с превышением предоставленных им полномочий, в результате чего доходы от продажи таких земельных участков зачислялись не в тот уровень бюджетной системы. Все еще не соблюдаются нормы земельного законодательства, предусматривающие порядок продажи и аренды государственных земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
В последние годы прервана систематичность в изучении свойств земельных ресурсов Омской области. Мониторинг земель направлен на отслеживание количественных, а не качественных показателей. Это привело к определенной утрате объективности информации о состоянии земельных ресурсов.
Большой проблемой является реализация заложенного в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принципа "единого объекта недвижимости".
В целях совершенствования оборота земельных участков в Омской области необходимо принятие органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области правовых актов в сфере регулирования земельных отношений, обеспечение информацией о правовой судьбе объектов недвижимости, расположенных на приватизируемых земельных участках, уполномоченных на распоряжение государственными земельными участками органов власти, оформление землеотводных документов на земельные участки, расположенные под отчуждаемыми зданиями, строениями и сооружениями.